17 кухонных «гаджетов» советских времен, которые используются и по сей день

Вафельница

Советская вафельница для газовой плиты.

Массивная вафельница из чугуна, в которой можно приготовить самые вкусные вафли.

. Рыбочистка

Советский скребок для очистки рыбы.

Металлический девайс, который на ура справлялся с рыбной чешуей.

. Формы для выпечки

Формочки для приготовления домашнего печенья.

Приспособление для выпечки, которое состояло из металлических формочек, навинчивающихся на рукоятку. Формы окунали в жидкое тесто, а затем в кипящее масло в результате чего получалось вкусное, хрустящее печенье.

. Столовые приборы

Мельхиоровые столовые приборы.

В отличии об серебряных столовых приборов, которые хранились, как большие ценности, мельхиоровые ножи, вилки и ложки были в активном обиходе большинства советских семей.

. Формы для печенья

Насадка на мясорубку.

Металлическая насадка на мясорубку с несколькими передвижными формами, которая позволяла приготовить фигурное песочное печенье.

. Пасхальный барашек

Форма для выпечки.

Металлическая форма для приготовления очаровательного пасхального печенья.

. Приспособление для очистки яблок

Советское приспособление для очистки яблок от косточек.

Массивное устройство для очистки яблок от огрызков — незаменимая вещь в лете-осенний период.

. Орешница

Устройство для приготовления вкусного печенья.

Алюминиевая форма для приготовления вкуснейшего печенья в виде орехов со сгущенкой.

. Кастрюля-скороварка

Советская скороварка.

Чудо-кастрюлька, которая позволяла хозяйкам значительно сократить время готовки.

Ручной миксер

Приспособление для взбивания крема.

Механический миксер, который накручивался на обыкновенную стеклянную банку. Вращая ручку, лопасти в банке вращались, взбивая крем.

Печь

Советская печка «Чудо».

Такое приспособление использовалось для выпечки, а также для тушения мяса и овощей на газовой или электрической плите. Боковые отверстия служили для регулировки температуры и подачи воздуха.

Соковыжималка

Ручная соковыжималка.

https://www.youtube.com/watch?v=icR_jkrbWUc

Советская соковыжималка для яблок, которая выглядит, как металлический стаканчик с перфорированным дном, в котором остается твердая часть фрукта, а сок выливается через носик.

Пресс для чеснока

Советский пресс для чеснока.

Наверняка, все видели советский пресс для чеснока, а многие, наверняка, пользуются им и по сей день. Принцип работы предельно прост: соединяя рукоятки, плита пресса давит на чашу, в которой находится зубчик в результате чего тонкая кожица остается в «тисках», а мякоть вместе с соком выдавливается через отверстия на дне чаши.

Мясорубка

Советская мясорубка «Урал».

Просто бессмертная мясорубка «Урал» выпускалась в Каслях с 1928 года и состояла из 14 деталей: корпус, подающий червяк, зажимное кольцо, рукоятка, решетка, нож, зажимный винт, винт для закрепления рукоятки, зажимная шайба, шайба подающего червяка, цапфа червяка, деревянная ручка и шпилька.

Пельменница

Советская пельменница «Петровский».

Это приспособление способно значительно облегчить и ускорить процесс лепки пельменей.

Контейнеры

Прибалтийские контейнеры для круп и специй.

Яркие и вместительные контейнеры, которые пользовались бешеной популярностью в 70-х годах, а на некоторых кухнях активно используются и по сей день.

Овощерезка

Советская овощерезка.

С помощью этого приспособления можно было быстро и аккуратно нарезать помидоры и некоторые другие не слишком твердые продукты.

Дизайнерские решения для часов на кухне

Одно из самых интересных решений – это объединить на одной стене несколько часов разного формата, но единого стилистического направления.

В дополнение к этому на часах можно выставить разное время.

Как ни странно, давно забытые часы с электронным табло могут отлично вписаться в любой современный стиль. Например, индустриальный, лофт, модерн или хайтек.

Оригинальный ход – конструкцию часов, а именно элементов, играющих роль цифр, выложить прямо на стене.

Если вашу кухню отличают большие размеры и есть свободная стена, разместите на ней огромные часы. Будет и необычно, и информативно.

Частый вариант – использовать в дизайне часов для кухни естественную для неё кухонную тематику. Фантазия создателей часов здесь неуёмна.

Часы-сковородки в различных вариантах.

Часы-картины с очень частой для них кофейной тематикой.

Часы-тарелки с изображением цветов или фруктов.

Часы-перцы, прославляющие один из продуктов кухонного стола.

Не обходится в дизайне и без юмора. Часы, выполненные с использованием ложек, вилок и поварешек очень органично будут смотреться в минималистичном интерьере, добавляя ему немного улыбки.

Соединение юмора и презентабельности происходит в часах, выполненных из ложек и вилок благородного золотого цвета.

А, если вам не нравится ни один вариант заводского происхождения, то сделайте часы своими руками. Например, используя технику декупаж.

Или, создав оригинальный вариант из старых досок.

Интерьерные стили и часы на кухне

Хотите создать согласованный даже в мелочах интерьер, обратите внимание на наши примеры.

В индустриальном стиле всегда на себя перетягивают внимание дизайнерские решения из металла, как, например, необычные светильники медного цвета. Часы в таком случае обычно имеют циферблат с римскими цифрами и могут быть довольно скромными, чтобы не перегружать пространство.

С точностью до наоборот, часы могут взять на себя основную роль, подчеркивая необычность всего интерьера.

Французский кантри претендует обычно на состаренные часы пастельных оттенков. Интересно будут выглядеть в таком интерьере часы на металлическом ажурном кронштейне.

Американский кантри любит часы в металлических или деревянных оправах ретро-дизайна.

Стиль лофт в большинстве случаев подразумевает большие пространства, где всегда интересно смотрятся металлические конструкции часов крупных размеров.

Минимализм, как стиль, объясняет все сам за себя. Поэтому часы для него должны иметь минимум дизайнерских решений. Круг, однотонный фон и две стрелки – вот и вся композиция для часов минималистического направления.

Поп-арт – это, чаще всего, необычная форма, но один понятный и яркий цвет.

Прованс, как один из деревенских стилей, предпочитает цветочные мотивы голубых, розовых и сиреневых оттенков.

Ретро-стиль – это всегда состаренная модель часов с искусственно нанесенными трещинами и потертостями.

Хайтек – металл и стекло. Что ближе вам? Если металл, то как вам такой вариант:

Средиземноморский стиль – это сочетание природных материалов, камня, дерева и металла, в том числе и в дизайне часов.

Спокойная классика не претендует на изыски и выбирает для себя классический круглый, квадратный или овальный корпус с арабскими цифрами.

Эклектика, как обычно, собирает в себя всё и вся. Поэтому не стесняйтесь пробовать любые варианты. Только учитывайте, что часы должны материалом и цветом поддержать хотя бы один из предметов интерьера, например, состаренную тумбу, над которой они располагаются.

Часы на кухне в стиле эклектика

Месторасположение часов на кухне

Семья семье рознь, но чаще всего часы в доме нужны не только для украшения, но и для выполнения своих прямых обязанностей – показа времени. Актуальность их нахождения на кухне в этом смысле неоспорима, и в первую очередь для того человека, кто занимается приготовлением пищи.

И, как часто бывает у домохозяек, надо не только засечь время приготовления блюда, но еще не пропустить начало любимого сериала, и вовремя выйти из дома, чтобы забрать ребенка из школы. Где должны быть часы в таком случае? Максимально лицом к хозяйке.

Если хозяйка большую часть времени находится лицом к плите, мойке и рабочей поверхности кухонного гарнитура, то часы должны располагаться или в зоне “фартука”:

Или на рейлингах вместе с кухонными принадлежностями:

Или в верхней зоне гарнитура – над плитой, на вытяжке, на стене:

Часы на кухне перед глазами

Более или менее удобным будет расположение часов на стене перпендикулярной к зоне готовки. В этом случае, стоящему у плиты, чтобы увидеть время, достаточно сделать легкий поворот головой направо или налево.

Располагать часы напротив рабочей поверхности, а значит позади готовящего еду человека, вариант весьма неудобный. Человеку придется постоянно разворачиваться всем корпусом назад, чтобы следить за временем.

Часы на кухне за спиной хозяйки
Идеально, когда часы хорошо видно и во время приготовлении еды и во время трапезы в обеденной зоне.

Под каждый интерьер – свои часы

Стиль кухни предусматривает и четко определенный подбор всех элементов интерьера. Часов это тоже касается.

Традиционные или суперсовременные хронометры подойдут больше – определяется дизайнерским замыслом.

Подбор часов

В небольшой кухне и часы должны быть небольшими, и наоборот. На большой кухне лучше приспособить крупный, хорошо заметный хронометр.

Часы с металлическим или пластиковым корпусом подойдут только к современным стилям оформления. Деревянный корпус, в зависимости от выполнения, более универсален, он будет хорошо смотреться всюду.

Практические аспекты для настенных часов на кухне

Часы висят на удобном для вас месте, но не всегда есть возможность понять, что же они там показывают. Если речь идёт о креативном дизайнерском ходе, и вам все равно, что там на циферблате, лишь бы он украшал интерьер, то пусть на стене будет любое нравящееся вам произведение часовых дел мастеров.

Читайте также:  Элекма Кухонный Комбайн Инструкция

На кухне оригинальные часы
Если вам важно быстро узнать время, исключите такие варианты, где одинаковый цвет стрелок и циферблата не даёт возможность рассмотреть и понять, сколько сейчас часов.Часы на кухню время не видно
Не подойдут в этом случае и варианты, где пестрый фоновый рисунок позади стрелок, лишает удобства быстро распознать время.Часы на кухню стрелок не видно
Вариант с понятным чистым фоном, яркими стрелками, но необозначенными цифрами, тоже плохой помощник в быстром и лёгком определении часов и минут.

На стене с пёстрыми обоями хорошо будут смотреться и не потеряются лаконичные часы простой формы и однотонного циферблата.

https://www.youtube.com/watch?v=0mhHtknArY0

Но! Ещё раз сделаем акцент на том, что оригинальность и красота порой важнее практичности, поэтому выбирайте те варианты часов, которые вам нравятся.

Если часы на кухне для вас не являются чем-то важным, или, может быть, вы не любите звук тиканья, встройте небольшие часы над плитой.

Небольшие часы над плитой на кухне
Ещё пара важных аспектов о часах на кухне. Для создания гармоничного пространства учитывайте следующие рекомендации:

  1. Находите правильное соотношение размера часов по отношению к размеру пространства. Крупные часы хорошо смотрятся в больших пространствах.
    Большие часы в большом пространстве кухниНебольшие циферблаты хороши в маленьких кухнях.
    Небольшая кухня небольшие часы
  2. Материал, цвет и дизайн часов должны соответствовать и дополнять общий стиль вашего интерьера кухни.
    Общий стиль кухни и часы

Советский кухонный гарнитур

«До сих пор в гараже тумбочки стоят, ничего им не делается. Покрасили только изнутри заново. Они у нас еще в начале 70-х появились. А вот после ремонта поставили немецкую кухню и уже несколько раз всю фурнитуру меняли. Восемь лет прошло. Советские тумбочки хоть и неказистые, зато качественные».

«Отчётливо помню белоснежную отечественную кухню со встроенными часами, отдельным таймером и выдвижной разделочной доской! Мои родители приобрели ее в середине 70-х. У родственников до сих пор стоит, всё целое, ничего не отвалилось…»

«У моих родителей кухня не советская, а чешская, с коричневыми фасадами под дерево. И действительно, на столешнице режут и ничего на ней не остается, никаких царапин. Фасады нигде не отклеились и не отошли, а кухне 40 лет! Сомневаюсь, что современные кухни так сохранятся».

стандартный советский кухонный гарнитур фото

«В СССР мебель делали на века, подтверждаю. На нашем заводе (судостроительном) один из цехов выпускал как раз мебель для судов. И бытовую делали тоже. Так вот, у кого та мебель сохранилась — до сих пор она практически “неубиваемая”. Назвать ее типичной, стандартной тоже нельзя. Была бы возможность, купила бы снова!»

Стандартный кухонный гарнитур советского образца

советский кухонный гарнитур

  1. ДСП
    «ДСП было другое», – заявляют чуть ли не 30 % заказчиков новой мебели, убеждая себя и других в том, что это как раз и есть та отличительная черта советских изделий — крепкое, толстое. И правда, ДСП, как минимум, было тяжелее. Если створка падала тебе на ногу, то одной зеленкой было не отделаться.
  2. Фурнитура
    Фурнитура непродуманная, отрегулировать что-то не представляется возможным. Вся сборка на уголках, поэтому фасад мебели выровнять нереально. Обязательно есть какая-то неровность, которую ничем невозможно компенсировать.
  3. кухонный гарнитур фото© Depositphotos

  4. Столешница
    Можно резать прямо на столешнице — и ей ничего не будет. Это, конечно же, неправда. Даже если она очень толстая, то следы будут оставаться. Советская, современная — удобнее резать на доске, она для этого лучше подходит.
  5. Ящики и дверцы
    Никаких направляющих, механизмов, направляющих и доводчиков. Просто ящики в нишах, которые нужно «вынимать» с усилием. Провисающую дверцу сложно отрегулировать, шурупы нередко вкручивались прямо в дерево, которое со временем изнашивалось.
  6. старая мебель

  7. Дизайн
    Такое слово тогда, конечно, не очень часто встречалось, поэтому и дизайн как таковой у кухонной мебели отсутствовал. Обычные стандартные тумбочки, пеналы, эмалированные или накладные мойки. Из-за отсутствия вытяжки всё постепенно желтело и теряло презентабельный вид.

Откуда появился этот список? Современные производители мебели, в том числе и кухонных гарнитуров, часто сталкиваются с заявлениями: «В Союзе всё делали на века, а современная мебель одноразовая». Клиентов можно понять, цены на новое порой обезоруживают.

советская мебель

Цветовая гамма

Цвет корпуса часов должен гармонировать с основным цветом или всего интерьера, или той зоны, в которой прибор предполагается разместить. Гармонировать – не значит быть таким же, хотя и такое решение часто бывает уместным. Гармонировать – это смотреться в качестве элемента композиции, не выглядящего чужеродным.

К примеру, ярко-зеленые часы на стене, отделанной в спокойных пастельных тонах будут моветоном. Но это не значит, что контраст недопустим. Просто с таким инструментом следует быть осторожным, особенно в классически оформленной кухне.

В винтажном же интерьере, либо в кухне стиля хайтек вызывающий, яркий цвет часов может стать центром зрительного восприятия. Проще говоря, на часы все сразу будут обращать внимание.

Чем темнее кухня, тем светлее должен быть циферблат часов, иначе разглядеть что-либо на них будет сложно. В светлой кухне часы не должны быть темными, но слегка приглушенный тон подойдет лучше всего.

Интересным решением может быть подбор цвета и формы часов в виде каких-либо продуктов или кухонной утвари. Например, красный хронометр с формой помидора, оранжевый с формой апельсина, и т.п.

Часы для кухни могут быть

  1. настенные;
  2. ‎настольные;
  3. ‎напольные.

Начнем с последних, как с самых редко встречаемых на кухне. Такие часы отличаются громоздкими размерами и некоторой помпезностью. Поэтому чаще всего подходят для интерьера не столько кухни, сколько столовой в классическом стиле или в таких винтажных стилях, как барокко, рококо и подобных им.

Настольные часы также не часто встретишь на кухне. Хотя они будут прекрасно смотреться, если им найдется место где-нибудь на полочке среди посуды.

Под каждое интерьерное направление можно найти свой симпатичный вариант. Для стиля кантри подойдут вот такие милые часы деревенской тематики.

Если кухня выполнена в стилях модерн или хайтек, то лаконичные часы в металлическом корпусе добавят свою “изюминку” в общий антураж кухни.

Для стиля прованс – состаренная металлическая оправа и натюрморт с традиционной лавандой на циферблате.

Самые удобные для кухни и дающие волю дизайнерской мысли – это, конечно же, настенные часы. Их виды и вариации размещения в кухонном пространстве настолько многообразны, что есть над чем подумать и обсудить.

Чем же была советская кухня?

Матрешка – вот самое удачное, на мой взгляд, сравнение для советской кухни. Этакая «матрешка», состоящая из многих вложенных друг в друга элементов. Вот и попробуем собрать ее, начав с самой сердцевины. И постепенно, мало-помалу, добавляя новые фигурки и одежки, постараемся сложить единый образ этого явления.

Думаю, не ошибусь, если скажу: как и в любой кухне, в основе кухни советской лежали характерные для нее продукты и рецепты. Возникшая на основе многовековой русской кулинарии, она восприняла весь устоявшийся к началу XX века продуктовый и рецептурный набор. Но приняла его не механически, а пропустив через своеобразное сито. В чем состояла эта селекция? 

• С самого начала из-за идеологических соображений была убрана вся изящная кухня высшего общества. При этом давление на эту часть русской гастрономии было столь велико в первые годы советской власти, что в последующем даже при всем желании властей создать для себя некий аналог кухни высшего света ничего достойного не получилось.

• Хронический продуктовый дефицит привел к вымыванию многих продуктов. Причем исчезали не только какие-то дорогие, экзотические товары (скажем, каперсы, рябчики или осетрина). На практике порой пропадали даже продукты, входящие в базовую корзину национальной кухни – гречка, масло, речная рыба. 

• Практически полная изоляция от внешнего рынка – главным образом из-за дефицита валюты, к которому позже добавились и идеологические причины. Следствием этого стало исчезновение из продажи всего, что не производилось в СССР, за исключением финских салями, сыра «Виола», югославской ветчины да польских мороженых овощей. Основная же масса закупаемых по импорту продуктов предназначалась для советской пищевой промышленности, которая превращала их в привычные населению кофе почти без кофеина, колбасу почти без мяса, приправы почти без аромата. 

• Появление новых нехарактерных для исторической русской кухни продуктов – кукурузы, океанической рыбы и морепродуктов, крабов, призванных восполнить дефицит базовых продуктов национальной кухни – мяса, речной рыбы, фруктов и овощей. 

Читайте также:  Цвет обоев для кухни (82 фото): какого оттенка выбрать под желто-коричневый кухонный гарнитур, сочетание двух расцветок

• Постепенное сокращение свежих продуктов всех категорий, связанное с хроническими недостатками системы торговли и распределения. Увеличение в противовес этому доли консервов и полуфабрикатов. После того как советская пищевая промышленность освоила технологию томатного пюре и пасты (в 1930-х годах), свежие помидоры практически исчезли из общепитовских рецептов соусов, маринадов, супов и борщей. В эту тенденцию вписывается и массовое употребление готового фабричного майонеза. 

• В связи с уменьшением доли речной рыбы и мяса в питании населения происходило увеличение потребления блюд из круп. Создание новых видов крупяных изделий – крупы «Артек», воздушных и плющеных кукурузных зерен, искусственного саго. Резкий рост доли сначала картофеля, а затем – макаронных изделий в рационе массового питания. 

• Замена естественных кулинарных жиров на их искусственные модификации. Маргарины и другие кухонные жиры полностью вытеснили из общественного питания сливочное масло и изрядно потеснили качественные растительные масла. 

Следующая ступень понимания советской кухни, очередная фигурка матрешки, – это ее рассмотрение в качестве более широкого предмета: не только продуктов, но и типичных поварских приемов, технологии обработки продуктов, типа и характера пищи, норм и обычаев подачи блюд. И уже с этой точки зрения советская кухня представляла из себя гораздо более самобытное явление. Причем это не о том, что я ее хвалю. А лишь о том, что наша кухня XX века имела очень индивидуальный характер, подчас не встречая аналогов в мире. В чем же заключались эти ее особенности?

• Ориентация на общепит придала кухне характер промышленного производства, что привело к потере индивидуального отношения повара к клиенту. А приготовление любого блюда на сотню-другую порций создало соответствующую культуру приготовления и отношения к нему. 

• Борьба с воровством в столовых и ресторанах привела к унификации рецептов, девальвации поварского искусства, которое заключалось лишь в точном следовании установленным нормами вложениям и рецептурам. 

• Окончательно утвердилось четкое советское меню: салат, суп, горячее, десерт (кофе, компот). Всякие промежуточные типы подачи (горячие закуски, сыры, фрукты) уходили из массовой кухни в избранную гастрономию хороших столичных ресторанов и торжественных приемов. 

• Закуски все больше упрощались до нарезки колбасных изделий, сыров, балыка, рыбных консервов (шпрот, сардин, селедки) и т. п. С исчезновением продуктов естественным образом исчезали такие приготовляемые дома закуски, как ростбиф, буженина, блюда из субпродуктов. 

• Широкое распространение системы заказов на предприятиях и в учреждениях «подрывало» праздничную домашнюю кулинарию, которая все чаще сводилась к нарезке колбас, выкладке на тарелки консервов и замешиванию продуктов с майонезом (оливье, селедка под шубой, мясные салаты). 

• Первые блюда в массовой кухне отходят от национальной исторической традиции. Практически исчезают из массового питания калья, ботвинья. Причем не в силу того, что нет продуктов или сложно приготовить. Просто в какое-то время они не попали в выбранный формат общепита. И наоборот, советское время – это расцвет борщей, рассольников, солянок, супа-лапши. Что, в общем, тоже можно понять – простые доступные продукты, выразительные блюда. Плюс – это еще и способ утилизации остатков неиспользованных в горячих блюдах продуктов, сытность и калорийность. 

• Освоение в быту и общепите национальных блюд (прежде всего Средней Азии и Закавказья) стало мощной тенденцией, несколько девальвированной однако качеством продуктов и незнанием специфических поварских приемов этих народов. Вместе с тем именно кавказская кухня стала при СССР для многих синонимом праздничного стола в силу своей яркости, остроты вкуса и общей экзотичности. 

• Сохранение «живой» русской кухни лишь в быту. И речь здесь идет не о каких-то уникальных блюдах типа няни, коврижек или клюквенного взвара. Именно каши, блины и пироги в массовом общепите готовились из рук вон плохо. Лишь домашняя кухня хранила «бабушкины» рецепты, на деле развивая историческую традицию народа. 

Но самые интересные черты советской кулинарии ждут нас при рассмотрении следующего его «уровня» – социально-культурного и психологического. Действительно, наша кухня – это весомая часть культуры советского народа в XX веке

• Несомненная политизированность советской кухни. Этим она резко отличается от дореволюционной кулинарии, которая никогда не была особенно связана ни с какими событиями политической истории. 

• Эта политизированность стала, в свою очередь, следствием патерналистской роли, которую взяло на себя советское государство. Известно, что Николай II во время всеобщей переписи населения в 1897 году ответил о своей профессии – «хозяин земли Русской». При этом в официальной доктрине «кормильцем» этой земли всегда выступало крестьянство. И только советское правительство приняло на себя роль не только хозяина, но и кормильца. Ответственного за пропитание и счастье всего вверенного ему народа. По существу, это явилось лишь частным случаем всеобщего правила – советская власть считала себя ответственной за все области жизни своих граждан. 

Эту тенденцию очень ярко описал Александр Генис. «Вопреки всем традициям, – отмечал он, – «Книга о вкусной и здоровой пище» трактует кухню не как частное, семейное дело, а как важнейшую функцию правительства». 

• В качестве аргументации вмешательства государства в область питания использовался тезис о научном характере советской кулинарии. Провозглашалось: только врачи и диетологи в состоянии правильно разработать меню и проследить за приготовлением полезных блюд. И только повара государственных столовых и ресторанов – правильно их приготовить и преподнести потребителю. 

Конечно, читатель может возразить: до этого мы, мол, говорили о предметных понятиях – продуктах, блюдах, рецептах, обо всем, что можно было увидеть, потрогать руками и оценить вкус. Действительно, сейчас мы вступили на зыбкую почву мифологизации советской кухни. И чтобы этот ее понятийный уровень стал ощутимее, попробуем разобраться с несколькими вещами. Для начала следует четко уяснить для себя, что никакой единой советской кулинарии не было. И откуда, собственно ей было взяться? Даже многовековая русская кухня и та была пронизана противоречиями. Почему-то до 1917 года в рамках общероссийской кухни спокойно существовали десятки ее подвидов: кухня крестьянская и купеческая, кухня изящных питерских ресторанов и московских трактиров, кухня общепита (в том еще понимании) и домашняя кухня среднего класса, кухня раскольников и православных. Это даже если не принимать во внимание различий в географии (скажем, русского Севера и Дона, Сибири и Полесья), а также наличия огромного количества национальных особенностей. 

Вот почему, когда мы сравниваем два явления – русскую кухню и советское влияние на нее, — мы все больше осознаем преходящее, временное значение последнего фактора. Действительно, какие уж перипетии ни случались с нашей кулинарией за сотни лет – введение христианских постов и мясоедов, монгольское разорение и азиатское влияние, войны и катастрофа начала XVII века, раскол и петровские преобразования, тотальное «офранцуживание» столичной гастрономии и внедрение картофеля, борьба западников и славянофилов, освоение национальных кухонь – всего не перечислить. И ничего, справились. 

Поэтому возвращаясь к «многослойности» советской кулинарии, следует иметь в виду, что это – лишь продолжение тенденции, веками сложившейся в нашей кухне. На наш взгляд, общенациональная советская кухня – это своего рода миф. Это – тот абсолют, к которому стремилась официальная пропаганда. На деле же все равно оставались кухни различных социальных групп. Что-то в них было общее, что-то – лишь на уровне стереотипов. 

Что это были за кухни? Очевидно, что с дореволюционных времен за малым исключением сохранялась крестьянская, деревенская кухня. Те, кто уважал религиозные традиции, бережно пытались сохранить их (а в кухонном домашнем быту с ними не боролись даже в самые суровые годы). Городская кулинария изменилась значительно – за счет внедрения общепита, новых продуктов, подходов к питанию. Но все также прослеживалась социальная дифференциация: питание фабричных рабочих отличалось от стола людей свободных профессий. Кухня для обеспеченной публики формировалась за счет людей, причастных к распределению продуктов или ресурсов, начиная от заведующего продмагом и до министра (и, кстати, еще большой вопрос, у кого из них было более разнообразное и богатое меню). Возвратившиеся домой дипломаты пестовали грустную пародию на европейские деликатесы из подручных продуктов, творческая интеллигенция исподволь тянулась к «купеческим традициям», мелкая номенклатура уважала искаженное и извращенное понимание «высокой» ресторанной моды. 

Каждый советский социальный слой гордился чем-то своим и одновременно общим – ощущением избранности, уникальности в единой советской системе. Другое дело, что не каждый человек понимал всю призрачность этой «роскоши». Вот почему написанный в 1930-х на полном серьезе (!) очерк Павла Нилина, сегодня получает скорее юмористическое звучание: «…бурный рост производительных сил в нашей стране и связанный с ним невиданный подъем культурного уровня людей превращает уже сегодня многие предметы роскоши в предметы первой необходимости. А так как у нас уничтожено паразитическое потребление, предметы роскоши становятся достоянием всего населения. […] Люди теперь хотят иметь не просто сапоги, но хорошие сапоги, не просто велосипед, но хороший велосипед. Ибо строители Магнитки и Кузнецка, Днепрогэса и Уралмаша, авторы грандиозных вещей имеют право на роскошную жизнь».

Читайте также:  Наборы для вышивания Часы купить. Цены интернет-магазинов в Москве. Продажа с доставкой

И здесь мы подходим к еще одной «невысказанной» черте советской кухни. На этот раз имеющей, скорее, социально-психологический характер. И продукты, и гастрономия были тем самым «маячком», безошибочно позволяющим определить социальный статус собеседника. Гениальная сцена из романа Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны» списана ведь совсем не с гитлеровской действительности 1945 года. Помните, когда Штирлиц оказывается случайно в одном купе с генералом вермахта: «У вас нет коньяка». – «У меня есть коньяк». – «Значит, у вас нет салями». – «У меня есть салями». – «Значит, мы с вами едим из одной кормушки». 

Тема «кормушки» в СССР — это, как в романах про Гарри Поттера, — имя «того, кого нельзя называть». Параллельные (государственной торговой сети) системы распределения продуктов и товаров создаются в конце 1930-х, а уже к концу 1970-х расцветают пышным цветом. При этом они находятся в «серой зоне». То есть о них часть людей знает, многие догадываются, но в деталях все известно лишь избранным. Пресловутые талоны на питание в «кремлевских» столовых на Серафимовича (в Доме на набережной), Рыбном переулке и на Грановского (ныне Романов переулок) охватывают всего 5–7 тысяч человек высших аппаратчиков ЦК КПСС, Совмина, глав министерств и ведомств. Но слава о них идет «по всей Руси великой».

Естественно, что в территориальных обкомах, райкомах и советах создаются аналогичные системы, где «труба пониже и дым пожиже». Сознаюсь, вместе с отцом, входящим в тот «избранный круг», я в середине 1980-х имел возможность посещать эти заведения, издавна получившие название «распределители». Так вот выставленный там ассортимент соответствовал всего лишь сегодняшнему районному столичному магазину. Скажем, на улице Грановского торговля была организована в помещении площадью порядка 300 метров, где в 5–6 комнатах (залами их назвать не поворачивается язык) были представлены, соответственно, колбасы (из микояновского спеццеха и финские салями), видов 15–20 консервов, сырое мясо, молочные продукты, хлеб и бакалея, конфеты, чай, кофе, пиво и винно-водочные изделия (20–30 сортов водок, коньяков, настоек). 

Выгода от пользования таким заведением заключалась в нескольких вещах. Во-первых, там был выставлен пусть и ограниченный, но качественный и стабильный ассортимент продуктов. Главное же заключалось в небольшой хитрости. Цены на эти продукты были зафиксированы на уровне 1930-х годов. Каждый «допущенный» к заведению человек получал на руки книжку с отрывными талонами на сумму примерно 150 рублей в месяц (это – минимум, у министра, скажем, было вдвое больше). На них он мог либо обедать в столовой, либо брать «сухим пайком» продукты в магазине. 

Понятно, что 99 % предпочитало последний вариант. В результате человек приобретал дефицитные продукты по ценам примерно в 2 раза ниже государственных. Что позволяло экономить до четверти зарплаты в месяц плюс не заботиться о питании семьи. Насколько же смешно выглядят эти привилегии «номенклатуры» 1970–80-х годов по сравнению с тайным и явным многомиллионным «пайком» сегодняшних министров! 

Еще одна неотъемлемая социально-культурная черта советской кулинарии – это использование специфической советской эстетики. Кстати, может быть, именно поэтому все советское и вызывает сегодня такую ностальгию, даже у молодежи, не заставшей ничего советского в жизни. Но это – сегодня. А тогда эстетика была мощным инструментом распространения мыслей, привычек, идей. Бесчисленные плакаты и реклама, журнальные иллюстрации и этикетки на продуктах – все это создавало единый фон здорового и рационального питания. Многие уже тогда понимали, что это – своего рода параллельная реальность, имеющая мало общего с социалистической действительностью. Но идеологический напор был силен, этот выдуманный мир создавался всем советским искусством.

Банальный пример фильма «Кубанские казаки» (1950) призван был «сконструировать» некую красивую жизнь, где умные и сильные люди работают в колхозе-миллионере. Где обаятельный председатель в исполнении Сергея Лукьянова, растирая в руке тяжелые колосья пшеницы, идет по бескрайним полям. И соревнуется на ярмарке с другим председателем – Мариной Ладыниной, — у кого богаче товары: гуси и поросята, арбузы и калачи. 

Кстати, обратите внимание. Эстетическая эксплуатация кулинарных образов при СССР была неоднородна по времени. В 1920–30-е годы – это русский авангард, рекламные стихи Маяковского, плакаты в ярком брутальном стиле: «Работница, борись за чистую столовую, за здоровую пищу!», «Долой кухонное рабство!» и другие темы были нацелены не на пропаганду продуктов или пищевых товаров, а на улучшение общего быта и привычек. Именно этот приоритет был главным в работе советских властей. 

В конце 1930-х тональность пропаганды меняется. Фактически до середины 1950-х годов – это апофеоз продуктовой рекламы. Что, в общем, вполне объяснимо. Начала нового быта более или менее привились. А вот другая тема – роль государства в питании населения – стала преобладающей. Правительство и коммунистическая партия – вот настоящие кормильцы народа. А мудро руководимая ими пищевая промышленность – неиссякаемый источник продуктов и товаров. 

«Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!» – убеждает нас молодая женщина с самого запоминающегося плаката 1930-х годов работы А. Миллера. В эти годы советские покупатели посредством рекламы знакомятся с множеством новых продуктов: свежезамороженными овощами и рыбой, пастеризованным молоком в стеклянных бутылках, пищевыми концентратами для быстрого приготовления каш, супов, киселей и кондитерских изделий, майонезом, готовыми пельменями, сосисками. 

1960-е годы радикально меняют советскую кулинарную эстетику. Вернее, попросту резко сворачивают ее. Все меньше и меньше рекламы вин, полуфабрикатов, вообще – всей продуктовой линейки. Немногочисленными исключениями становятся усиленно внедряемые властями продукты, призванные сократить наметившийся дефицит всего съестного. При Хрущеве – это вездесущая кукуруза, «царица полей» и источник всего прогрессивного в питании. При Брежневе – океаническая рыба и морепродукты, ставшие в условиях хронического кризиса сельского хозяйства вынужденной альтернативой традиционным блюдам. 

А в 1970–80-е – полная тишина на фронте кулинарной, пищевой эстетики. Изредка прорывающиеся продуктовые мотивы – это либо бесконечная битва за урожай, либо борьба с «несунами» на производстве, либо вымученная критика «вещизма» и мещанства. Этих советских эвфемизмов для простого человеческого стремления к нормальной, обеспеченной жизни. 

Нормальной жизни… А ведь именно это понятие и завершает ту самую загадку советской кухни, над которой мы размышляем сейчас. Оно-то до конца и складывает эту самую матрешку. Наша кухня была одним из элементов пропаганды советского образа жизни. Она была призвана показать, насколько счастливо живется простому человеку в СССР, как питательны и здоровы продукты, потребляемые им, как красив и рационален его быт. 

До какого-то момента это срабатывало. Ведь бытовая часть любого общества – не на виду. И в этом смысле догадываться о том, как там живут и питаются американцы и французы, мог далеко не каждый советский гражданин. Плюс к этому, давайте говорить прямо, очень небольшая часть советского народа рассматривала тогда питание как сколько-нибудь заслуживающую тему для разговора. То есть, пока все с продуктами было более или менее терпимо, проблема не была в центре внимания. И лишь когда тотальный дефицит соединился с разочарованием в общественных идеалах, – вот тогда советская модель и начала проигрывать и терять популярность. 

В конечном итоге именно это соревнование – два мира, два образа жизни, – и похоронило весь советский строй. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector