В зоне кухни

Часто планировка кухонного гарнитура подразумевает именно такое расположение места для приема пищи. Мебель может включать не только шкафчики, но и обеденный стол. То есть рабочая зона, варочная поверхность, места для хранения и стол представляют собой единый ансамбль.
В таком случае лучше использовать точечный свет. Группа софитов над столом — оптимальный вариант.
Использование подвесных светильников скорее всего нарушит общий баланс. Но использовать их можно в помещениях с большой площадью и в случае с П-образным размещением гарнитура.
Вытяжка в совмещенной кухне
Важно, чтобы вытяжка в совмещенной кухне была достаточной мощности, чтобы она справлялась с устранением запахов в большом помещении. Рассчитать производительность прибора можно, если умножить площадь на высоту комнаты и на количество циклов по обмену воздуха (10 – 12).
Это обеспечит комфортные условия пребывания в зоне отдыха даже тогда, когда в рабочей части идет процесс приготовления еды. И конечно, проветривать кухню, чтобы попадало достаточное количество свежего воздуха. Ведь современные оконные конструкции герметичны и пропускают мало воздуха.
В совмещенном помещении небольшой площади источника света в вытяжке может быть достаточно для освещения самой варочной поверхности и рабочей зоны рядом. Тем более, что многие модели оснащаются функцией регулировки света и можно выбирать на свое усмотрение: сегодня это мягкий полумрак, а завтра – работа на полную мощность.
Как бы вы ни решили оформить пространство совмещенной кухни и гостиной: выдержать в едином стиле или подчеркнуть уникальность каждой зоны в отдельности, умелое использование света поможет в достижении этой цели.
Декоративное освещение
Освещение можно монтировать и для красоты. Почему бы и да? На кухне тоже должно быть радостно.
- Для красоты в шкафах со стеклянными дверцами монтируют светодиодные ленты или специальные мебельные светильники.
- Точечный свет по периметру потолка также играет декоративную роль.
- Современные идеи – если установить экономичные светодиоды, то расходы за электроэнергию существенно не увеличатся даже при круглосуточной их работе. А срок службы позволит надолго забыть о замене лампочек.
- Заказывая мебель по индивидуальному дизайну и размерам, можно попросить, вмонтировать светодиоды в фасады, открытые полки.
Не переусердствуйте с дизайнерскими идеями. На кухне должны быть освещены функциональные зоны. И слепо следовать модным интерьерным веяниям не стоит. Как и вешать, ставить, монтировать светильники везде, где только можно. Или только потому, что такого варианта нет ни у кого.
Зона отдыха
В данном случае главное использовать рассеянный свет небольшой интенсивности. Также стоит учесть, в каком стиле выполнен гостиный гарнитур и в соответствии с этим выбирать характер осветительных приборов.

Какие зоны надо освещать и как
В кухне, которая совмещена с гостиной, есть несколько точек, которые требуют освещения. К ним относятся:
- рабочая поверхность на кухне;
- обеденный стол;
- зона отдыха.
Кроме того, может применяться дополнительное освещение углов комнаты для расширения пространства. Иногда актуально разместить нижний свет под шкафами кухонного гарнитура по всей его длине.

Для каждой зоны используется разный по интенсивности и спектру цвет. Освещение в зоне кухни должно быть максимально ярким. Кроме основного источника верхнего света следует дополнительно подсветить рабочую зону, плиту и раковину.
Использовать можно несколько видов светильников, а именно:
- Люстры.
- Подвесные светильники.
- Потолочные софиты.
- Светоидные ленты.
- Настенные бра.
- Торшеры.
- Настольные лампы.
Для каждой зоны есть оптимальные варианты, которые подразумевают использование конкретного типа светильников. Для кухонной зоны чаще всего используют точечное освещение и подвесные светильники. В большом помещении кухню может освещать и люстра, расположенная по центру.
Обеденные стол подсвечивают при помощи подвесных светильников или люстры. Можно использовать и софиты, но они должны быть предназначены для направленного света. Таким образом можно будет достигнуть достаточного уровня освещенности.
Выбор типа светильника зависит от высоты потолков в помещении. Люстры и подвесные светильники в комнате с низкими потолками использовать не стоит.
Зона отдыха подразумевает использование мягкого и рассеянного света. Здесь лучше использовать настенные бра, торшеры и настольные лампы. Можно совмещать несколько вариантов, например установить бра на стене у дивана и торшер у кресла. Если в кухне-гостиной планируется оборудовать рабочий уголок, то настольная лампа будет подходящим вариантом.

Между кухней и зоной отдыха
Этот вариант будет оптимальным решением для прямоугольных помещений средней и большой площади. Такой метод расстановки мебели удобен с практической точки зрения, так как он весьма логичен. Сначала пищу готовят, потом едят и затем отдыхают — расположение мебели будет полностью соответствовать этому процессу.
Деревянный стол, расположенный в центре комнаты лучше осветить подвесным светильником или люстрой, но только если позволяет высота потолков. В противном случае лучше использовать потолочный светильник с направленным светом.
Общие советы по светодизайну

Прежде всего стоит отметить, что планирование размещения источников света невозможно без тщательной планировки будущего интерьера. Только после того, как будет точно определено, где и как будет расположена мебель и какую площадь будет занимать каждая зона, можно намечать расположение светильников.
Далее необходимо прояснить 2 вопроса:
- Какие зоны и как необходимо подсветить.
- Какие типы ламп и светильников использовать.
Каждый из них важен, поэтому стоит раскрыть вопросы подробнее. Потом эти знания будут необходимы при размещении точек света в комнате. К тому же это связано не только с внешней привлекательностью интерьера, но и с удобством его использования.
Освещение обеденной зоны и области отдыха
Выбор типа освещения и светильников зависит от определенных факторов. Их несколько:
- площадь помещения;
- высота потолков;
- стиль интерьера;
- количество зон.
Также стоит учесть интенсивность и характер использования комнаты. Варианты могут отличаться в зависимости от потребностей жителей квартиры или дома.
В любом случае в кухне, совмещенной с гостиной, всегда фигурируют 2 зоны: обеденная и зона отдыха. Освещение каждой имеет определенные особенности.
Освещение рабочей зоны
Кухня-гостиная может использоваться не только для приготовления пищи и отдыха, но и для работы. Многие современные дизайнеры создают проекты, в которых наравне с диваном и креслами размещен рабочий стол. Такая студия может быть оборудована только в том случае, если площадь комнаты это позволяет.
Освещать рабочую зону лучше настольными или напольными светильниками. Можно поставить настольную лампу на стол или торшер возле него. В отдельных случаях может быть использован один подвесной источник света, но это не всегда удобно.
Особенности зонирования светом
Для освещения комнат свет используют не только в практических целях, но и в декоративных. К таким типам относится напольное и потолочное освещение. Напольное может быть вмонтировано в нижнюю часть кухонного гарнитура, а потолочное — в карниз.
Есть множество приемов, при помощи которых можно разделить пространство или расширить его. Зонирование светом особенно актуально в том случае, если нет других вариантов разделить помещение на зоны. Например если необходимо разделить помещение на 2 части, поможет ряд подвесных светильников. Они помогут пополам разделить помещение.
Можно использовать софиты группами. Расположенные над диваном, по всей площади потолка над ним, они будут визуально отделять эту зону от других. Подвесной светильник или люстра над обеденным столом помогут сделать точечный акцент на конкретном объекте, в данном случае над столом.

Отделка
Выбор отделки зависит от стиля помещения. Краска, штукатурка, обои, дерево, камень, пластик помогут создать нужную атмосферу. Если основа выполнена из гипсокартона, важно не использовать тяжелые материалы – натуральное дерево, камень, плитку. Их можно заменить качественной имитацией.
Светлая рельефная штукатурка подойдет к кухне в стиле кантри, прованс, кирпичная стена впишется в пространство лофт, классику, пластик – в современный стиль, минимализм, хай-тек, витражи – готический, арт-деко.
Подвесные или точечные потолочные светильники
Использование типов светильников, которые монтируются к потолку, зависит от высоты потолков и общей стилистики помещения. Чтобы правильно распределить освещенность, чаще всего такой свет сочетают с точечным, который подсвечивает конкретные зоны.
Картинка 8 Следует сочетать точечный свет софитов и рассеянный от подвесных светильников
Использовать подвесные светильники можно для разделения помещения на 2 части, или в качестве акцента на определенной зоне. В месте отдыха их лучше не применять, так как в таком случае источник света будет расположен в непосредственной близости к уровню глаз.
В помещениях с низкими потолками подвесной светильник может располагаться только непосредственно над обеденным столом. Другие варианты в данном случае не применимы.
Подсветка плиты и рабочей зоны
Как было сказано выше, кухня требует максимально интенсивного освещения. Наиболее тщательно следует подойти к освещенности мест для приготовления пищи, а точнее плиты и рабочей зоны.
Подсветить желательно и раковину. Чаще всего для этого используют светильники, вмонтированные в навесные шкафчики. Также можно закрепить в нижней части, под шкафчиками лампы дневного света.
Подсветка рабочей зоны выступает как дополнительная к основному источнику света на кухне.
Правильное освещение для кухни-гостиной | роскошь и уют
Люстры и светильники в кухню-гостиную обещают стать одной из часто обсуждаемых тем в ближайшие годы, так как объединенные кухни-гостиные становятся все популярнее на российском рынке.
Соответственно, возникает и множество вопросов по их дизайну, так как эта форма кухни и гостиной для нас еще достаточно новая, коллективный опыт ее обустройства пока еще не накоплен, поэтому когда дело доходит до оформления такого объединенного пространства, люди обычно теряются.
Поскольку свет – это один из ключевых этапов ремонта, постольку начну серию статей о кухнях-гостиных именно с него. Как распределить выводы под свет в кухне-гостиной и – животрепещущий вопрос – как подобрать люстры и светильники.
Сначала – скучный, но архиважный вопрос – выводы электропроводки под потолочный свет.
Освещение должно соответствовать функциональным зонам кухни-гостиной, то есть до начала ремонта вам надо определиться, где будет кухонный гарнитур, диван, обеденный стол и (если будет) барная стойка. Это нужно, чтобы над каждой функциональной зоной сделать свой вывод для верхнего света (люстры, потолочного светильника, подвеса, точек и т.д.) с независимыми выключателями для каждого.
Почему следует сначала определиться с планировкой кухни-гостиной и сделать выводы под свет в соответствии с ней? Потому что иначе (когда выводы под свет делаются “от балды” либо по принципу симметрии) может получиться вот такая странная штука:
Здесь мы видим два лишних светильника – один светильник-шар по центру помещения и один у правой стены. Зачем они нужны? Нет ответа. Деньги потрачены, толку от этих светильников нет, с точки зрения дизайна – один вред.
Еще один антипример на фото ниже:
В этой кухне-гостиной потолочные светильники тоже распределялись по принципу симметрии. В результате, как видите, они делят помещение не на функциональные зоны, а на странные квадраты, причем часть светильников освещает дальнюю стену кухни-гостиной, где выходы в коридор и в смежную комнату. Зачем они там? При этом над гарнитуром в зоне готовки полноценного верхнего света нет. Итак, очень важно:
–
определите расстановку мебели в кухне-гостиной до проектирования электропроводки
–
делайте выводы под свет там, где он нужен
При планировании мебели и светильников руководствуйтесь здравым смыслом. Вот смешной антипример на фото ниже:
Очень милая кухня-гостиная, не так ли? А теперь присмотритесь, как в ней распределены функциональные зоны: кухня и обеденный стол находятся у противоположных стен помещения, а диванная зона посередине. Это значит, что со всеми горячими тарелками нужно бегать от гарнитура к обеденному столу через всю комнату. В результате, когда хозяевам это надоест, обеденный стол переедет к барной стойке, а у противоложной стены зачем-то останутся висеть два красивых, но совершенно не нужных светильника.
–
убедитесь, что планировка мебели в вашей кухне-гостиной удобна для жизни, и только потом планируйте светильники и люстры
Ну, пора уже привести хороший пример распределения люстр и светильников в кухне-гостиной Пожалуйста, вот он на фото ниже:
Это кухня-гостиная явно после перепланировки, и здесь вы видите очень удачный подбор и грамотное распределение потолочных светильников – мягкий рассеянный свет в диванной зоне, веселые подвесы над барной стойкой, служащей одновременно обеденным столом, и светильник-шар в зоне кухни. Все светильники разные, но сочетаются между собой (впрочем, о сочетаемости светильников будет дальше).
Вот диаметрально противоположное по оформлению, но столь же удобное и разумное распределение потолочных светильников:
Здесь куда более аскетичный подбор (все светильники одинаковые), но принцип распределения света тот же – над функциональными зонами, и он работает!
Теперь о некоторых нюансах, связанных с размерами и зонированием вашей кухни-гостиной. Здесь действует такое правило:
–
чем просторнее кухня-гостиная и чем выше в ней потолки, тем важнее иметь верхний свет для каждой функциональной зоны
–
чем меньше кухня-гостиная и чем ниже потолки, тем меньше в ней должно быть потолочных светильников
В небольших кухнях-гостиных (например, получившихся в результате объединения маленькой кухни и смежной с ней комнаты в хрушевках и панельках) можно сделать только два вывода на потолке под люстры и светильники – один над гарнитуром и один над зоной дивана и пренебречь дополнительным светильником над обеденным столом. Если площадь кухни-гостиной 15-25 кв. м и она не является узкой и длинной, то двух потолочных светильников достаточно, чтобы полноценно осветить ее. Не нужно “частить” потолочный свет в небольшом помещении. Вот хороший пример на фото ниже:
Это фото сделано так, что кухня-гостиная кажется просторной, но на самом деле она имеет размеры примерно 560*300 см, и двух потолочных светильников для комфортного освещения вполне достаточно, а при ее небольшой площади зонирование светом уже не нужно – светильники-подвесы над барной стойкой и обеденным столом только “измельчили” бы помещение, поэтому от них разумно воздержались.
Кроме того, в небольших кухнях-гостиных, если обеденный стол смещен к диванной стене, над ним тоже не обязательно делать отдельный потолочный светильник, над этой зоной можно просто повесить одну люстру по центру, как на фото ниже:
Размеры диванно-обеденной зоны – примерно 320*460 см. Для этого пространства вполне достаточно имеющейся люстры, которую правильно разместили по центру зоны. Подвесы над барной стойкой тоже на своем месте – они и декоративны, и удобны.
Аналогичный пример на фото ниже:
В этой кухне-гостиной обеденный стол тоже находится в диванной зоне, и он прекрасно освещается люстрой, повешенной по центру зоны. А над гарнитуром отдельный свет.
И наоборот – если обеденный стол смещен в зону гарнитура, нет смысла выделять для него светильник – в кухонно-обеденную зону надо повесить одну люстру по центру.
И тем не менее, даже если мы следуем правилу “чем меньше помещение, тем меньше в нем потолочных светильников”, даже в небольшой кухне-гостиной следует делать минимум два потолочных светильника: один в зоне кухни и один в диванной зоне. Попробуйте сами найти ошибку в антипримере на фото ниже:
Здесь подвесы над обеденным столом являются единственным источником верхнего света. Это значит, что свет от них будет постоянно бить в глаза людям, сидящим на диване лицом к кухне. Это крайне некомфортно. В результате или диван будет развернут на 90 градусов против часовой стрелки, чтобы сидеть спиной к кухне, или же верхний свет будет выключаться, а в зону дивана будет поставлен большой торшер. Ну или будет заново штробиться потолок и делаться второй вывод под люстру в диванной зоне
Теперь давайте сконцентрируемся на втором пункте планирования люстр и светильников в кухню-гостиную – на их подборе. Как должны сочетаться между собой люстры и потолочные светильники в объединенной кухне-гостиной?
Проще всего – подобрать их из одной коллекции:
Подбирать люстры и светильники из одной коллекции рекомендуется в небольших кухнях-гостиных – если вы хотите снизить визуальное дробление интерьера.
В кухне-гостиной на фото слева поступили именно так, потому что размеры помещения невелики, и это правильное решение, хотя я бы перенесла светильники над барной стойкой в зону диванов (думаю, что и вы тоже). Итак:
–
люстры и светильники в кухне-гостиной могут быть одинаковыми (рекомендуется для небольших площадей)
Второй способ сочетать светильники и люстры в кухне-гостиной – подбирать не одинаковые, но и не полярно разные, а похожие.
Как ни странно, но это один из самых сложных способов, особенно если плафоны люстр не идеально белые, а окрашены. Похожие, но разные оттенки плафонов могут давать некрасивый разнобой при дневном свете. Поэтому при таком подходе лучше выбирать светильники и люстры с белыми плафонами.
_________________
Итак, второй способ подобрать люстры и светильники в кухню-гостиную:
–
подбирать светильники и люстры одного цвета (лучше всего белого), но разной формы
Возможен еще такой способ, при котором один из светильников является цветным, а другой (другие) – белым, но этот способ используется крайне редко.
Но, конечно, светильники и люстры в кухне-гостиной могут быть и совсем разными:
Аскетичный современный свет над гарнитуром (точки, лаконичный накладной светильник с белым плафоном и т.д.) прекрасно сочетается с классической люстрой в диванной зоне. Но возможны и более контрастные решения:
Классическая люстра в диванной зоне отлично уживается с брутальным темным светильником над обеденным столом. Обратите внимание, что этот темный светильник появился здесь не просто так – он поддерживает цвет кухонной техники.
Итак, третий способ подобрать люстры и светильники в кухню-гостиную:
–
люстра в диванной зоне может контрастировать по стилю и цвету со светом в кухонной зоне
Но доходить до абсурда в подборе контрастирующих стилей тоже не нужно:
Комментарии, в общем, излишни
Можно без опаски сочетать в одном интерьере такие стили светильников и люстр:
– классика (не “самоварное золото”) и неоклассика с одной стороны и хай-тек, индастриал, минимализм, точечные светильники, дневной свет – с другой
– минимализм и японский и экологический стили
Лаконичные светильники в стиле минимализм простых геометрических форм (шары, кубы, плоские накладные “коробки”, каплевидные светильники) с белыми плафонами и минимумом деталей сочетаются практически со всеми стилямм и даже с такими сложными, как кантри, стимпанк и ретро.
Возможны и куда более сложные стилистические сочетания, но это тонкая индивидуальная работа, поэтому в статье об универсальных правилах мы их рассматривать не будем. Только упомяну, что в противовес расхожему мнению классика и ретро не так уж легко и хорошо сочетаются друг с другом:
Вообще ретро – сложно комбинируемый стиль:
Светильники и люстры в стиле ретро хорошо подходят кухням-гостиным в стилях Прованс, экостиль, пост-индастриал.
Всех волнует вопрос, должны ли быть металлические детали люстр и светильников одного цвета. Нет, это не обязательно. Конечно, лучше, если вся служебная фурнитура одного цвета, но это необязательный перфекционизм. Если вы берете люстры и светильники из разных коллекций и разных производителей, подобрать оттенки металла один-в-один практически невозможно, да это и не нужно, так как никто, в том числе и вы сами, не будет задирать голову к потолку, чтобы придирчиво сравнить оттенки деталей.
Тем не менее, если вы покупаете разные люстры и светильники, обратите внимание:
–
металлические части люстр и светильников не обязаны быть одного цвета, но они должны сочетаться между собой и с другими металлами в кухне-гостиной
Например, очень трудно подобрать металл к такому красивому, но сложному матовому бежево-серому алюминию, как на люстре на фото выше. А вот матовая или полированная сталь комбинируется очень легко.
На фото выше вы видите, что матовая сталь светильников-подвесов и вытяжки и светлая полированная сталь торшера прекрасно уживаются в одном помещении.
Достаточно просто комбинируются также светлое золото, хром, серый алюминий, белый алюминий, сталь. А вот бронза, латунь, медь (и они же состаренные), черненое серебро, а также ярко-желтое, тускло-желтое, состаренное и тем более “самоварное” (очень яркое с красноватым оттенком) золото комбинируются плохо, лучше не рисковать, добавляя эти разные металлы в один интерьер.
Расположение светильников
Свет в интерьере кухни-гостиной должен быть равномерным и заполнять всю площадь помещения, не оставляя затемненных уголков. В рабочей и обеденной зоне не должна присутствовать тень. Светильники в кухне-гостиной располагают так, чтобы свет не создавал блики и не раздражал глаза. Для этого следует грамотно выбрать лампы с мощностью, обеспечивающей умеренный световой поток.
Необходимо учитывать, что если в помещении находится много источников света, то они должны обладать небольшой мощностью, не ослеплять и в то же время не быть слишком тусклыми.
На фото дизайн кухни-гостиной, дополненной точечным освещением и декоративной светодиодной подсветкой.
Определенное световое решение может поспособствовать визуальной коррекции формы и размера комнаты. Например, для того, чтобы удлинить помещение, уместно расположить несколько ламп в продольном направлении. За счет поперечного размещения светильников, получится придать кухне-гостиной пропорциональные квадратные очертания. В узкой комнате за счет подсветки дальней стенки, пространство зрительно станет намного больше.
На фото пример размещения светильников в интерьере кухни-гостиной.
Светильники, выстроенные в ровную линию приподнимают потолочную плоскость и наделяют обстановку кухни-гостиной невесомостью. Для того, чтобы сгладить вертикальную и горизонтальную геометрию помещения, устанавливают светильники, имеющие отражатели.
Абсолютно другого эффекта, скрадывающего высоту комнаты, можно добиться за счет потолочных ламп со световыми лучами, падающими на стены. Сделать форму комнаты более выразительной и зрительно расширить пространство позволит организация периметральных потолочных светильников.
На фото свето-дизайн объединенной кухни-гостиной, выполненной в стиле французский прованс.
Расчет необходимой мощности источников света
При выборе способа освещения и нюансов размещения источников света, стоит учесть практическую сторону вопроса. Необходимо знать правила, которые связаны с нормой освещенности каждой зоны.
Итак, площадь кухни в 1 кв. м. подразумевает использование светильников с такими характеристиками относительно мощности накаливания:
- лампы накаливания в пределах 12-40 Вт;
- приборы дневного света в рамках 8-10 Вт;
- устройства галогенные не более 30-35 Вт;
Относительно зоны отдыха на 1 кв. м. применимы следующие характеристики по мощности:
- стандартные лампы — 10-35 Вт;
- приборы дневного света — 7-9 Вт;
- подсветка галогенная — 25-35 Вт.
Эти нормы необходимо соблюдать. Исправить ошибку и уменьшить или увеличить освещенность в большинстве случаев очень проблематично.
Освещение в кухне-гостиной имеет ряд особенностей. Планировать размещение зон и мебели следует до установки осветительных приборов. При выборе светильников и места их установки необходимо учитывать необходимую степень освещенности и цель использования света в каждом конкретном случае.
Типы светильников для кухни-гостиной
Выше уже упоминалось, какие виды светильников могут быть использованы на кухне, совмещенной с гостиной. По типу освещения они разделяются на:
- потолочные;
- настенные;
- напольные.
Также по способу освещения свет может подаваться точечно или быть рассеянным. Также используется теплый и холодный свет, в частности первый для зоны отдыха, а второй для кухни.

При выборе типа светильников стоит учесть несколько важных правил:
- Все они должны быть выполнены в одном стиле.
- Стиль светильников должен соответствовать стилю интерьера.
- Использовать можно только те, плафоны которых устойчивы к интенсивной очистке.
Первое правило не исключает использование немного отличных по стилю источников света, но они должны гармонировать между собой. Иногда применяется использование абсолютно противоположных по оформлению источников света в одном помещении, но такой смелый прием могут позволить себе только дизайнеры.
Оптимальный вариант — выбрать разные типы светильников из одной линейки продуктов. Многие компании выпускают в рамках одной серии несколько видов светильников.
Для каждого стиля интерьера применяют разное оформление светильников. Скандинавский стиль подразумевает использование ламп с абажуром белого цвета, а прованс — тканевого в теплых оттенках. Классик в этом плане проще, но главное выдержать баланс.
Фотогалерея
Освещение в кухне-гостиной является главным аспектом, позволяющим создать гармоничный дизайн. Благодаря разнообразию современных светильников, получается добиться комфортной и удобной обстановки. Грамотная подсветка выделяет каждый логический участок в объединенном помещении, выгодно подчеркивает его особенности, стилевое оформление и общую интерьерную концепцию.