Карелия. Отдых в Карелии|Традиционная кухонная утварь

Весточки из далекого прошлого

Я беру в руки один из осколков древнего сосуда и вижу, что на застывшей обожженной глине едва просматриваются следы маленьких пальцев, видимо — это женские пальцы какой-то древней мастерицы. Только обожженная глина смогла так прекрасно сохраниться.Обожженная глинав ту далекую эпоху глиняные горшки для приготовления еды лепили те, кто готовил в них ежедневную пищу, то есть женщины — хозяйки домашнего очага.

По опечаткам пальцев я узнаю, что глиняная посуда того времени изготавливалась при помощи ручной лепки, ведь тогда человеком еще не был создан гончарный круг и обжигалась на открытом огне.

Может быть, мы найдем на каком-то из этих черепков и остатки их древней еды, в виде следов нагара остатков подгоревшей пищи, то есть узнаем, чем питались эти люди в то время. Такие необычные находки случались и раньше. Смотрите-ка, нам повезло!Рыбья чешуя

А вот еще одна весточка из далекого прошлого. Это древесная пыльца. Положит ученый-лесовод пыльцу под микроскоп и скажет нам:

  1. могучий дуб,
  2. высокий ясень
  3. или кудрявая береза

росли в тех местах, где мною были найдены глиняные черепки.Глиняные черепкидревесное скопление клеток растения сохраняется даже тысячи лет. А попасть в этот древний сосуд пыльца растения могла случайно, когда, разбитый или лопнувший, он был выброшен хозяйкой жилища.

Осмотрим другой глиняный черепок. Оказывается, на нем есть какая-то резьба – видимо это знак рода, к которому принадлежал владелец сосуда.

Если мы узнаем, где был найден очередной черепок посуды и сравним его с другими черепками, помеченными тем же знаком, то по осколкам прошлого можно проследить путь, по которому, в поисках новых пастбищ для скота, этот древний род кочевал. Можно будет составить даже карту кочевий рода.

Если перед нами часть сосуда, изготовленного сравнительно недавно, на нем мы найдем уже не знак рода, а знак мастера, который изготовил эту глиняную посуду для продажи. Или знак хозяина — князя или купца, который заказывал этот древний сосуд для своего двора.

Вот мы и расшифровали весточку из далекого прошлого, словно прочли страничку из книги, хотя информативность найденных глиняных образцов как будто была минимальной. А что же глиняные книги рассказали тем, кто научился читать их.

Карелия. отдых в карелии|традиционная кухонная утварь

Говоря о пище, нельзя оставить без внимания традиционную кухонную утварь, использовавшуюся для приготовления разных блюд.

Домашняя утварь карел преимущественно была деревянной. Использовались также медные (vaskikattila) и чугунные котлы (6ugunapata) кустарного и промышленного производства, в которых варили уху, похлебки и каши. Имела распространение и глиняная посуда (saviastiet), но не повсеместно: на севере ее не хватало.

Г.Р.Державин, известный русский поэт, государственный деятель и исследователь Русского Севера, оставивший “Поденные записки” – интересное описание своего путешествия по Карелии летом 1785 года, отмечал скудость карельского кухонного инвентаря: “Посуда, употребляемая для варения пищи, заключается в двух медных разной величины котлах, в коих по приготовлении и едят”.

Деревянная утварь в хозяйстве карел преобладала вплоть до начала ХХ века: тесто ставили в квашне (taigin), замешивали его еловой мутовкой (harkin), ушаты (korvo), лохани (lohani) служили емкостями для воды, подойники (lupsurenki) – для молока, кадушки (korvo), бочки (bucci) использовались для засолки рыбы, грибов и заготовки ягод на зиму, в деревянных ведрах (renki) готовили пойло для скота.

Ковши (kauha), черпаки (lippi), короба (robeh), туеса (tuijassu), корзины (koiza), миски-ставцы (staucca), тарелки (torelkka), чашки (tsuaska), ложки (Iuzikka) – все эти предметы находили самое широкое применение в крестьянском хозяйстве.

Испокон века дерево было наиболее доступным материалом для кустарного промысла жителей края, в том числе для изготовления долбленой, резной, точеной и бондарной утвари, для выделки берестяных изделий. В основном использовались сосна, ель, береза, а также очень прочные наросты на березе-капы.

Использование бересты – универсального поделочного материала – у населения Севера известно со времен первобытнообщинного строя. Повсеместно в ходу была берестяная посуда. Упоминание об этом мы находим и в записках Г.Р.Державина: “Для хранения же съестных припасов, как равно ковши и рукомойники, плетут из бересты”. В дореволюционных изданиях, описывающих крестьянский быт Повенецкого уезда, отмечается, что кроме берестяных изделий “других сосудов нет у бедняка карела”. Бересту заготовляли весной, в мае или начале июня, когда дерево в соку. Предметы из бересты имели различную форму и назначение, отличались они и по технике исполнения. Как и другие народы Русского Севера, карелы изготовляли их двумя способами: “шили” из пласта бересты или плели из узких берестяных лент. Из пласта бересты карелы делали короба, туеса для хранения муки, круп и других сыпучих продуктов, корзины и многое другое. В берестяную посуду сливали молоко для квашения, из куска бересты изготовляли цедилки для молока (siivila). Для питья использовали берестяные черпаки.

Из узких берестяных лент техникой косого плетения делали заплечные кошели (kesseli) в виде конвертов, низкие короба для хранения и засолки рыбы, веяния и хранения муки, корзины для сбора ягод и грибов, короба-севалки для сева зерновых, ложкарни (luzikkabu- rakkoine) – корзины для хранения ложек, солонки (suola-astie) всевозможных форм и размеров и т. п.

Интересны собранные музеями Карелии коллекции солонок, распространенных среди карел и соседних с ними народов – русских, вепсов, финнов. Они имеют вид коробочек с крышками, корзиночек, форму утки, кобуры и т. д. Рыбаки и охотники использовали плетеные солонки в форме бутылочки с деревянной пробкой. Масло они держали в специальных походных берестяных масленках с плотной деревянной крышкой, в которых оно могло храниться довольно долго. Берестяной лентой оплетали расколовшийся глиняный горшок.

Изделия из бересты очень прочны. Так, берестяные туеса для молока и других жидкостей служили до двадцати пяти лет! Из бересты, разрезанной на узкие полоски, плели добротные корзины с крышками, заменявшие чемоданы. Корзины эти брали в дорогу. Они использовались для хранения провизии и одежды, прекрасно предохраняя содержимое от дождя. Русское население Заонежья воду из колодца доставало берестяными ведрами с железной ручкой или берестяными черпаками конической формы, прикрепленными к шесту. Из лесных источников и ключей брали воду берестяными черпачками, нередко сделанными тут же.

Берестяная посуда была настолько любима, что местами использовалась до середины ХХ века. Несмотря на архаичность, изделия из бересты находят своих почитателей и по сей день. В Карелии немало народных умельцев, возрождающих традиционные промыслы. Изготовленные ими изящные предметы быта – солонки, хлебницы, шкатулки, корзинки, подставки, футляры и тому подобные вещи пользуются неизменным спросом у населения и гостей республики. Эти предметы не только красивы, но и практичны.  В берестяной хлебнице хлеб долго не черствеет, в туесах из бересты хорошо сохраняются крупы и мука, до нескольких месяцев остается свежей морошка, а вкус грибов, засоленных в берестяной посуде, просто ни с чем не сравним.

Бытовала среди карел в прошлом также утварь, изготовленная из ивовых прутьев, луба и лучины. Лубяные короба и сита (siegla) делали из тонких кусков осины или липы, которые предварительно распаривали, чтобы им было легче придать нужную форму. Лубяные короба для хранения свежего молока имели вставное дно. В таких коробах оно долго сохраняло вкусовые качества и не прокисало.

Наименее распространенной была утварь из щепы (лучины или драни). Из нее плели двуручные корзины, ложкарни, небольшие корзинки для сбора ягод. В этом деле особенно важной была заготовка материала. Выбрать подходящее дерево, правильно распилить его, пропарить на печи, чтобы древесина легче расщеплялась, для этого требовались умение и навыки. Корзины из драни пользуются спросом и поныне. К долбленой утвари из ствола и капа березы, а также из комлевой части сосны относятся всевозможные ковши с длинными ручками, черпаки различной формы, поварешки (kapusta), ложки, чашки, блюда (staucca), тарелки, “рыболовки” (kapusta) – лопаточки с прорезью посередине для стока бульона.

Читайте также:  Как выбрать нож для кухни: полная инструкция

В пище карел одно из первых мест отводится злаковым растениям. Для их обработки требовалась соответствующая утварь. В домашних условиях для размола зерна использовали ручные каменные жернова (kasikivi) или деревянные ступы (huuhmar) с деревянными пестами (petkel’). Ручные каменные жернова имелись почти в каждом доме, хранились они в подполье или сарае. С их помощью получали муку, а также крупу из ячменя, овса, ржи. Для получения крупы верхний жернов немного приподнимали, увеличивая расстояние между камнями: чем больше расстояние, тем крупнее размол. У русского же населения Заонежья для размола применялись жернова-крупорушки из березы. Березовые жернова состоят из двух чураков. На их внутренние, соприкасающиеся поверхности набивали железные пластины, предназначенные для размола крупы. Карелы для дробления зерна и обдирки круп из ствола дерева выдалбливали ступы разных размеров – от 1 метра до 50 сантиметров высотой и меньше. От соснового бревна отрубали топором (а позднее отпиливали) чурку, снимали с нее кору, а сердцевину выжигали раскаленными углями и выскабливали специальными скребками. Деревянный пест представлял собой толстую палку с металлическим наконечником для лучшего размалывания зерна.

Муку, крупы и другие сыпучие продукты хранили в четырехугольных коробах из широких кусков бересты, сшитых лыком. В Заонежье муку, смолотую на мельнице, держали в ларях, которые относили в амбары, а домашний помол – в плетенных из бересты бураках, туесах или так называемых кужонках. Перед выпечкой муку обязательно просеивали через решето с сеткой из полосок луба (siegla), а если требовался особо тонкий помол, пользовались ситом с сеткой из конского волоса (siitta).

Тесто ставили в квашне – деревянной или глиняной кадушке, размеры которой зависели от численности членов семьи. Муку набирали продолговатыми совками и замешивали с по- мощью еловой мутовки. Мутовку делали из маленькой елочки, имевшей вид палочки с венчиком на конце. Опару выкладывали на стол долбленым ковшом с длинной ручкой. Для раскатывания теста пользовались деревянной скалкой (piiruanpualikka). Хлеб сажали в печь деревянной лопатой (leibalapie). Хлебопечные лопаты у карел были разнообразной формы – прямоугольной, треугольной, веслообразной, трапециевидной. Выпечка производилась преимущественно на чисто выметенном хвойным помелом (havvu) поду печи (отсюда и название – подовый хлеб). У заонежан на рубеже веков имелись уже железные противни. Готовый хлеб хранили в специальных емкостях – лубяных коробах с крышками, в подполье или кладовке.

Для выпечки блинов применялась специальная утварь. Тесто замешивали в глиняных горшках мутовкой и наливали на сковороду большой деревянной ложкой — поварешкой. На время приготовления блинов с левой стороны печи ставили специальный блинный столик высотой 70 см со столешницей размером 70х50 сантиметров. На него ставили подставку под блины в форме круглой дощечки. Сковороду из печи доставали сковородником с длинной ручкой. Блины со сковороды снимали небольшой деревянной лопаткой.

У карел все члены семьи ели из одной посуды. У русских Заонежья каждому подавали глиняную или деревянную миску, которую хозяйка наполняла из котла или чугуна долбленой поварешкой. Почти все блюда, жидкие и густые, ели ложкой (ольховой); хотя в каждом доме имелись вилки, ими почти не пользовались.

Весьма распространенными были долбленые корытца для рубки овощей. Сваренную рыбу из ухи подавали на стол также в деревянных корытцах (kartaine). Широкое распространение имели долбленые ковши с удлиненной ручкой. Из них пили, ими зачерпывали воду, разливали жидкости, насыпали крупу и муку. Некоторые виды ковшей, определенного размера и стандартной формы, использовались населением как мера емкости.

Постепенно долбленые сосуды вытеснялись бондарными изделиями – ушатами для воды, ягод, кадками цилиндрической формы – для грибов и конической – для солений и рыбы, бочонками, подойниками, ведрами и т. д. Для засолки рыбы лучшими считались кадки из соснового дерева в форме усеченного конуса. Бондарную утварь изготовляли из узких, длинных, тщательно выструганных дощечек- клепок, которые плотно пригонялись друг к другу, облегая круглое дно, и стягивались вверху и внизу обручами. Крышки сосудов, использовавшихся для засолки продуктов, были несколько меньше верхнего диаметра, чтобы под давлением гнета они могли свободно опускаться в рассол, покрывая содержимое.
Воду в доме держали в кадках или чанах разной емкости, иногда до 30 – 40 ведер. В избы ее носили ушатами на коромысле.

Вплоть до 40-х годов нынешнего столетия пользовались деревянными подойниками. В южной Карелии был распространен деревянный подойник без крышки, с берестяной или железной дужкой. А на севере Карелии (Кемь, Лоухи) деревянные крышки с ручкой прикреплялись к подойнику деревянной шпилькой. Интересен широко распространенный в крае подойник со сливным (из сучка) носиком для молока.

В деревянной кадке с отверстием сбоку карельские хозяйки держали творог. Отверстие служило для удаления жидкости, оставшейся в кадке после промывания творога. Сметану с простокваши снимали деревянной ложкой в деревянную кадку или в глиняную миску, а затем из нее в глиняном горшке при помощи мутовки сбивали масло. У зажиточных крестьян, преимущественно в западной части Карелии, имелись маслобойки – деревянные сосуды цилиндрической формы со стержнем, на конце которого укреплялся деревянный круг наподобие поршня. Хранили масло в небольших деревянных кадках. Производство бондарной посуды было развито в основном в Олонецком уезде. Каргопольские бондари тоже делали бондарную посуду, легкую, довольно красивую на вид», но она уступала олонецким изделиям по прочности.

Итак, деревянная утварь, домашняя и дорожная, по материалу и технике изготовления была весьма разнообразной: утварь, плетенная из коры деревьев, из корней, изготовленная в долблено-резной технике из древесины, из естественных форм дерева (капа), из щепы хвойных пород, из луба, бондарные и токарные изделия.

К дорожной утвари можно отнести дорожные корзины из бересты, берестяные кошели и туеса для ношения еды в поле, бондарные ведра для переноски воды, молока, футляры из бересты для ножей, корзины для сбора ягод и грибов, плетенные из драни, бересты, елового корня и т. д. Дорожную утварь в жилой части избы не хранили. Внешний облик деревянной утвари карельских крестьян отличался простотой и устойчивостью форм. Подобные изделия в хозяйстве карел не были уникальным явлением, поскольку в разные периоды они составляли неотъемлемую часть традиционного быта всех народов лесной зоны.

Кроме деревянной утвари, имели распространение и глиняные изделия, хотя гончарство у карел не получило развития. Глиняную посуду покупали у вепсских и русских горшечников. Производство глиняной посуды было сосредоточено главным образом в Лодейнопольском, Вытегорском и Каргопольском уездах. Гончарным промыслом занимались отчасти также в Повенецком и Пудожском уездах. Гончарство было вполне доступным кустарным промыслом благодаря наличию готового при- родного материала – глины. Гончары разъезжали по карельским деревням и предлагали свои изделия. Посуда повенецких и пудожских гончаров была неглазированная, а только обожженная в печах. Их горшки не отличались прочностью и поэтому постепенно вытеснялись более прочными чугунными изделиями. У вытегорских же горшечников была грубая посуда, отличавшаяся твердостью и огнеупорностью. Гончарным способом изготовляли горшки, крынки для молока, блюда и другую посуду, необходимую в домашнем обиходе.

Керамическая посуда использовалась не только как столовая, но и для приготовления пищи в печи. Для этого имелись горшки различной емкости. Кашу и молоко парили в печах в глиняных горшках своеобразной формы: узкое плоское дно, вздутые бока и широкое горло, что давало возможность максимально использовать жар печи, в которой топливо находилось на одном уровне с сосудами, и подхватывать их снизу ухватом- рогачом с длинной деревянной ручкой. Позднее, когда появилась металлическая посуда, своеобразная форма горшком была сохранена в так называемых чугунах (cugunapada). Для сливания молока использовали глиняные горшки с широким горлом и крышкой, в которых его и сквашивали. В Заонежье молоко топили в специальных глубоких мисках из глины, затем хлебали его ложками, а не пили из кружек. Сметану, снятую с простокваши, собирали в однорожковые горшки (роговатики) – носатки, в которых взбивали масло с помощью маленькой рогатки, а образующуюся при этом пахту сливали через носик.

Читайте также:  Подвесные светильники шар в Москве – купить по низкой цене в интернет-магазине Леруа Мерлен

Орудием для изготовления горшков служили маленькие ручные круги. Но прежде чем приступить к изготовлению глиняных горшков, надо было подготовить материал. Глину сначала “парили” в ящике в течение двух дней, перемешивая лопатой, затем выкладывали на пол и разминали голыми ногами. На разминку ящика глины у взрослого мужчины уходило четыре дня. Глина, приготовленная таким образом, становилась мягкой, эластичной, пригодной для работы. Гончар рукой, намоченной в воде, брал ком глины и клал на середину круга, вращающегося на железном веретене, быстро вертел круг в одну сторону левой рукой, держа четыре пальца правой руки внутри глиняного кома и захватывая его снаружи большим пальцем, постепенно вытягивая глину, придавал ей нужную форму. Сделанную посуду осторожно срезали с круга медной проволокой. Изготовленные за день горшки укладывали на деревянные “нары”, которые находились высоко под потолком, и просушивали в течение нескольких дней или недель. Затем их обжигали в печи. Накалившиеся докрасна горшки осторожно вынимали из печи и погружали в холодную воду, налитую в корыто.

Чтобы придать горшку красивый вид, в воду насыпали овсяной или гороховой муки и поворачивали горшок так, чтобы к нему налипало побольше черных пятен от муки, осевшей на дно корыта. Чем больше его поворачивали, тем он становился пестрее и красивее. Позднее после просушки глиняную посуду стали красить и потом обжигать.

Для определения емкости посуды существовал особый счет “судовками”. Горшок средней величины считался за “судовку», и вся остальная посуда определялась по нему. Маленький горшок, чашка, масленка- “полсудовки”, большой горшок – “полуторок”, еще больше – “двойник”, “тройник” и т. д. Таз – “двойник”, “полуторок”, форма для пирогов, молочник, кастрюля – “судовки”, крынка для молока – “полуторок”, латка для жаркого и миска – “двойники” и т. д. Посуду более “двойника” делали только по заказу.

Бытовые предметы конца XIX –  начала ХХ века характеризовали различный уровень благосостояния хозяев. Кухонная утварь более зажиточных крестьян, питание которых несколько отличалось благодаря введению блюд, заимствованных у соседних народностей (русских, финнов), разнообразнее.

Распространение хозяйственной утвари фабричного производства началось в карельской деревне с середины XIX века. Кустарным изделиям стали предпочитать фабричную глиняную посуду. Чугунные горшки и котлы также подрывали спрос на гончарные изделия ручной работы. В обиходе появились эмалированная и фаянсовая посуда, металлические ложки и вилки, медные тазы, ступы, кофейники, рукомойники. Однако в быту основной части населения дореволюционной карельской деревни утварь фабричного производства не получила широкого применения. Отдельные фабричные изделия – стаканы, чашки, вилки, попавшие в семьи крестьян, не использовались ими повседневно, хранились на случай прихода гостей. Красивая посуда являлась предметом гордости перед односельчанами. В обычные дни такая посуда не использовалась, ее хранили в шкафу для торжественных случаев. Фаянсовая посуда употреблялась только в богатых семьях.

В этот же период появились в Карелии и первые самовары (samovuara). Большая часть населения стала отдавать предпочтение перед другими напитками крепко заваренному чаю. В Карелии в основном получили распространение тульские самовары, но опять-таки лишь у наиболее зажиточных крестьян, так как цены на них были высокие. В большинстве домов чай готовили в котлах (kattila) и чайниках (cainikka). Пили его из стаканов и чашек фабричного производства.

Завершая разговор по хозяйственной утвари карел, хотелось бы уделить внимание и художественной обработке изделий. Предметы крестьянского быта (деревянная, медная, керамическая посуда, изделия из бересты и т. д.) не относятся к народному прикладному искусству, но они настолько искусно выполнены, что нельзя не сказать об их художественном исполнении. Художественная обработка деревянных изделий имела среди карел очень давние и развитые традиции. К сожалению, дерево не обладает достаточной прочностью, чтобы сохраняться в течение многих столетий. Поэтому до нас не дошли наиболее древние памятники резного и расписного искусства. Но из литературных источников мы узнаем, что резьба и роспись по дереву были распространены еще в период средневековья. Рунопевцы в эпосе “Калевала” воспевали художественно украшенные хозяйственные принадлежности. Как следует из ряда источников, в XVI веке карелы славились своим искусством обработки дерева за пределами края.

В различных местностях существовали свои технические и художественные приемы обработки дерева: долбление, резьба, обточка, плетение, тиснение, раскраска. Для нанесения орнамента использовались простейшие инструменты: топор, различные долота, скобели, ножи и т. д.

В прошлые времена в крестьянском доме кухонная утварь была “своеобразной разновидностью скульптуры”. При изготовлении мастера больше внимания уделяли форме, нежели декору. Массивные долблено- резные ковши, различной величины чаши, миски, солонки, сахарницы, ложки – во всех этих изделиях ощущается стремление удачно подобрать про- порции и форму. Узоры, в виде простых зубчатых насечек, сделанных с помощью ножа, или несложные росписи в виде полосок, кругов и других геометрических фигур, были подчинены общему силуэту.

Однако до нас дошли некоторые предметы кухонной утвари, отличающиеся высокими художественными достоинствами. Причем к ним относятся не только предметы обрядовые, подарочные, праздничные, но даже и простые будничные вещи — деревянные блюдца, чашки, ложки, солоницы, которым свойственны выразительные пластические формы и гармоничность пропорций. Эстетическое понимание материала, присутствие в каждой вещи живого образного начала, умение показать в готовом изделии рисунок древесных волокон – вот к чему стремились мастера.

Округлые очертания каповых наростов использовались для создания разнообразных емкостей, пластическая выразительность которых основана на бережном сохранении природной формы капа. Художественная образность бытовой утвари связана и со сходством ее форм с живой природой. Интересны солонки в форме утицы, ковши-птицы или ковши в форме ладей, хранящиеся в фондах карельских музеев. Плетеным берестяным солонкам часто придавали цилиндрическую форму. В этом случае узкие полоски бересты накладывали ступенчато друг на друга, а края их вырезали в виде зубчатого орнамента.

Для хранения посуды делали специальные посудные полки, боковые стенки которых нередко украшали резным орнаментом. Позднее на смену им пришли двухъярусные шкафы столярной работы: нижняя часть – шкафчик с полками или выдвижными ящиками, наподобие комода, а верхняя напоминает обычную посудную полку (иногда ее застекляли). Филенки на дверцах посудных шкафов часто расписывали цветочными узорами, выполненными свободными кистевыми росписями, без предварительного нанесения контура рисунка. У каждого мастера была своя манера письма. Знакомство с широким кругом бытовых предметов и хозяйственной утвари карел убеждает нас в талантливости и практичности карельских мастеров, как и мастеров Заонежья, Пудожья и других районов Карелии.

Отрадно, что старинные народные традиции возрождаются в художественных промыслах современных умельцев из Пудожского, Калевальского и других районов. Они изготовляют вещи, пользующиеся большим спросом и получившие признание на многих выставках декоративно-прикладного искусства.

Металлические котлы

Особенно часто археологи находят котлы для варки пищи, сделанные из железа, бронзы или меди. Технология изготовления была следующей: мастера брали несколько металлических пластин, соединяли их заклёпками и закрепляли конструкцию дужками в виде полусфер.

Примечательно, что подобный метод производства был распространён не только среди соседних северных народов, таких как марийцы, коми-пермяки и карелы, но и у южных кочевых племён – торков, половцев и печенегов. Многие исследователи сходятся во мнении, что часть котлов, принадлежащая кочевым племенам, была изготовлена древнерусскими мастерами.

Несмотря на единую технологию изготовления, котлы различались по своему строению. Учёным известны сферические, цилиндрические и усечённо-конические котлы. При раскопке могильных курганов, археологи обнаружили множество железных котлов, что указывает на их несомненную ритуальную функцию.

Лучшие экземпляры, датированные X веком, были обнаружены во время археологических исследований захоронений у сёл Заозёрье, Рыбежна, Кириллино и Приладожье. Советский и российский археолог Б.А. Рыбаков (1908-2001) в своей работе 1949 года указывал, что аналогичный котёл усечённо-конической формы, датированный серединой X века, был обнаружен во время раскопок Чёрной могилы в Чернигове.

Читайте также:  Горизонтальные навесные шкафы в Москве. Сравнить цены интернет-магазинов и купить на

Другой выдающийся историк и археолог В.И. Сизов (1840-1904) зафиксировал железный клёпаный котёл, найденный при раскопках Гнездовского могильника, датированного второй половиной X – началом XI века. В том же могильнике обнаружили клёпаный железный экземпляр, выполненный в форме низкого цилиндра с ручкой, сохранившейся в великолепном состоянии.

Котелки и котлы, сделанные из бронзы, попадаются археологам несколько реже. При раскопках культурных слоёв городища Сатинка, находящегося в Тульской области, было обнаружена два бронзовых котелка, исполненных в форме цилиндров. У этих котлов довольно плоский бортик, а дно утолщено.

Несмотря на то, что сами котелки изготовлены из бронзы, их ручки были сделаны из железа. Владимир Сизов в своей работе 1902 года описал медный котелок, выполненный в форме цилиндра, обнаруженный в Гнездовском могильнике. На этом котелке не сохранились места петель, к которым должны были крепиться ручки. Учёный отнёс эту находку к XI веку.

Во время археологических исследований Вщижского городища были найдены два крупных медных котла, сохранивших ручки и железные ушки-петли. Анализ показал, что их стенки были сделаны из отдельных кусков листовой меди, в то время как днище изготовлено из цельного медного листа.

Советский археолог А.Л. Монгайт (1915-1974) отдельно отмечал медный котёл, найденный в 1888 году в культурных слоях Старорязанского городища. Днище этого котла было изготовлено из цельного листа бронзы. Учёный также считал, что котлы повсеместно использовали как хранилища для кладов. Примером может послужить Щигровский клад.

Как правило, в городских культурных слоях находят лишь тонкие листы бронзы, оставшиеся от котлов.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации С И. Кочкурина (1940) выделяла бронзовый котелок XI века, найденный в Карелии. Его особенность заключается в том, что в отличие от всех котлов, перечисленных выше, этот артефакт литой.

Достоин упоминания бронзовый котёл, датированный более поздним периодом, который был отмечен в работе историков А.А. Горбенко (1948-2022) и В.А. Кореняко (1952-2022) 1975 года. Этот бронзовый усечённо-конический котелок, сделанный из цельного куска металла, обнаружили под Азовом во время раскопок кочевнического погребении XIII-XIV века. Ручка, петли и цепь с крюком для подвешивания котла над огнём были сделаны из железа.

Все найденные вышеперечисленные котлы были изготовлены по довольно традиционной форме. К сожалению, обнаруженных материалов не хватает для того чтобы отследить эволюцию технологии изготовления котлов в деталях.

Серебряная посуда купить.

Каждый, живущий на земле человек, хочет быть здоровым и красивым, любит жизнь и праздники. Недавно меня пригласили на небольшое торжество по случаю празднования пяти лет совместной жизни. Конечно же, надо было купить подарок. Я, как то незаметно для себя, попала в отдел столового серебра и надолго в нем задержалась.

Смотря на блеск, помпезность и красоту посуды из серебра перед моими глазами проплывали картины райских уголков дворянской жизни, богатые трапезы с роскошной сервировкой стола серебряной посудой. Я, как завороженная смотрела на огромный ассортимент столовых серебряных приборов и думала, что здесь можно подобрать великолепный подарок на любое торжество или юбилей. Серебряная посуда во все времена символизировала достаток и богатство.

Посуда, изготовленная из серебра, издавна применяется для изысканной сервировки стола. Она подчеркнет ваш высокий вкус и буде свидетельством достатка. Кроме того, купить серебряную посуду можно и с целью вложения средств, поскольку стоимость изысканных изделий из благородного метала со временем только возрастает.

Столовое серебро не боится коррозии и сохраняет свой первоначальный вид не одно десятилетие при условии соблюдения достаточно простых правил содержания и ухода. Хранить его нужно в специальных футлярах, которые предотвращают попадание влаги. Чистить посуду рекомендуется мягкими салфетками, не допуская абразивных воздействий на поверхность металла.

Мыть посуду лучше в холодной воде с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. При появлении налета нужно промыть столовое серебро теплой водой со средством для мытья посуды, после чего оставить на 2-3 минуты в растворе гипосульфита и тщательно вымыть холодной водой.

Ассортимент серебряной посуды

В нашем магазине серебряной посуды представлен большой ассортимент изделий, который включает:• тарелки;• супницы;• салфетницы;• сахарницы и солонки;• ситечки для чая;• фляжки;• ведерца;• икорницы;• подставки под яйцо;• подставки для зубочисток;• пробочники.

В каталоге предлагаются изделия ведущих торговых марок из России, Италии, Португалии. В том числе мы предлагаем продукцию таких брендов, как Альтмастер Кострома, ЗАО «Мстерский Ювелир», Фабрика серебра АРГЕНТА, Calegaro (Италия), Greggio (Италия)

, Argenterie Raddi Renato (Италия), Raddi (Италия), Topazio (Португалия).Все изделия изготовлены из высококачественного столового серебра 925 пробы и отличаются оформлением высокого художественного уровня. Благодаря этому они станут изысканным украшением самого роскошного стола.

У нас вы сможете купить серебряную посуду по-настоящему высокого качества, которая не только станет предметом роскоши, но и отлично подойдет для повседневного использования по прямому назначению. Предлагаемая в нашем магазине серебряная посуда сохранит свой прекрасный вид и первоначальный блеск в течение многих лет.

Заказать качественное столовое серебро

Наш магазин сотрудничает напрямую с производителями. Благодаря этому мы предлагаем купить серебряную посуду по выгодной дилерской цене. Выполняем курьерскую доставку заказов по Москве и ближнему Подмосковью. При сумме заказа более 3000 рублей доставка в пределах МКАД осуществляется бесплатно.

Оплатить покупку вы можете курьеру наличными или банковской картой по факту доставки. Для заказов юридических лиц предусмотрена оплата безналичным платежом.Также наш магазин серебряной посуды осуществляет доставку изделий по всей территории России.Для консультации и оформления заказа свяжитесь с нашими менеджерами.

Тайна клинописных текстов

Молодой немец, учитель греческого и латинского языков Георг Гротефенд, был известен тем, что умел разгадывать самые трудные и сложные ребусы. Как-то он поспорил с товарищем, что сумеет прочесть несколько строк, написанных клинописью, так как он хорошо знал историю древних времен.

Немецкий учитель делал различные догадки и предположения: подставлял под клинописные знаки то одно, то другое слово и наконец, выиграл обоюдный спор. Однако честь прочтения клинописных надписей принадлежит не одному Гротефенду, а многим другим ученым — и знаменитым, и до того вовсе безвестным.Клинописные знаки

Буквально через несколько лет Лондонский гравер стал знатоком глиняных текстов.

Молодому ученому стоило немалых трудов после долгих поисков откопать сотни старинных книг библиотеки знаменитого царя-книголюба Ашшурбанипала. Ученый обогатил бы современную науку новыми интересными находками, если бы трагически не погиб во время этих археологических раскопок.

Клинописную грамоту давно умерших писцов глиняных книг изучил и русский ученый Никольский, которому удалось прочесть сотни зашифрованных таблиц, написанных на языке шумеров — древнейшего из народов, которые населяли Месопотамию.Мягкая глина

А жирная пластичная глина лишь закаляется в огне и уже обожженной глине нипочем никакие тысячелетия!

Вот видите, сколько всего интересного могут поведать современному человеку обычные глиняные черепки разбитого древнего сосуда, которые необходимо научится читать с помощью необычного языка вещей.

Очень жаль, что наука археология не раскрыла еще для нас:

  • имена наших предков,
  • их мысли и чувства,
  • настроения и поступки,
  • отношение древних людей к живой природе,
  • взаимосвязь человека с окружающей действительностью.

Наша земля еще полна неведомых тайн и поэтому нам нужно как можно быстрее, стереть все белые пятна в человеческой истории.

А на сегодня это все и спасибо за внимание дорогой мой читатель. Надеюсь, вам понравилась моя статья о глиняных черепках древнего сосуда. Теперь вы знаете, о чем они могут поведать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector