Кухонная посуда – из чего делают, рейтинг лучшей, правил мытья и хранения

Виды кухонной посуды в таблице

Говорят, что современная хозяйка оперирует полусотней различных кухонных принадлежностей для приготовления пищи. А на кухне кудесницы
кулинарного искусства таких кухонных помощников можно насчитать около ста. Давайте посмотрим, какой минимальный набор кухонной посуды
может встретиться на современной кухне.

ВидНазваниеОписание
виды кухонной посуды - венчики для взбиванияВенчики для взбиванияРучное приспособление в виде металлической спирали, насаженной на ручку для взбивания. Бывает разных размеров.
Большие предназначены для сбивания крема, мусса, сливок, яиц, кляра. Маленькие используются для взбивания жидких
заправок, горячего шоколада и подобное.
виды кухонной посуды - воронкаВоронкаПриспособление для переливания жидкостей.
виды кухонной посуды - горшки глиняныеГоршки глиняныеНатуральные, экологичные ёмкости разного объема из глины. Предназначены для приготовления пищи в духовых шкафах и микроволновых
печах. В основном используются для запекания в духовке мяса, рыбы и овощей. Впрочем, грибы, жульены, супы, чанахи, каши в такой
посуде тоже получаются особенными – нежными и ароматными.
виды кухонной посуды - доска для тестаДоска для тестаДоска для раскатывания теста имеет оптимальный размер 40х60 см. Традиционно эти доски делают из различных пород деревьев,
в основном это бук, береза и сосна. В наши дни более предпочтительным материалом доски для теста является мрамор. Кондитеры
утверждают, что именно на мраморных досках тесто получается ровное, тонкое и прохладное.
виды кухонной посуды - доски разделочныеДоски разделочныеПредназначены для обработки продуктов. Рекомендуется иметь 6 разделочных досок: для хлеба, для сырых овощей и фруктов, для вареных овощей,
для сырого мяса, для сырой рыбы, для сырой птицы. Доски изготавливаются из различных материалов. Деревянные доски лучше приобретать
из бамбука, гевеи, акации и дуба. Они не впитывают запахи, не разбухают в воде, не тупят нож. Гранитные и мраморные доски не годятся
для обработки горячих продуктов, боятся уксуса и требуют полировки. Стеклянные доски при резке издают неприятный звук и тупят ножи.
Пластиковые доски гигиеничны, практичны, не тупят ножи, но их надо часто менять.
виды кухонной посуды - дуршлагДуршлагПриспособление в виде ковшика или кастрюльки с дырочками. Используется для отделения жидкости от продуктов. Изготавливаются, в основном,
из нержавеющей стали и алюминия, но бывают и эмалированные, и пластиковые дуршлаги. Последние не годятся для процеживания горячих продуктов.
виды кухонной посуды - алюминиевая кастрюляКастрюля алюминиеваяАлюминий обладает самым высоким показателем теплопроводности, поэтому именно в такой кастрюле пища готовится быстрее всего.
Алюминиевые кастрюли самые легкие и дешевые, но при этом легко деформируются и химически активны. По последней причине использовать
такую кастрюлю без ущерба здоровью можно только для варки макарон, картофеля, каш на воде, нежирного мяса и подобных блюд.
Раньше рекомендовалось иметь у себя на кухне 2 широкие низкие алюминиевые кастрюли: для кипячения молока и для варки вареников
и пельменей, но в наши дни для этого есть более удобные кастрюльки, например, из нержавейки.
виды кухонной посуды - эмалированная кастрюляКастрюля эмалированнаяЭти кастрюли делают из чугуна или черной стали, а затем покрывают их 2-3 слоями стекловидной эмали, благодаря которой пища
не вступает в химические реакции с металлом. Пища в такой кастрюле легко пригорает, а эмаль легко откалывается при падении.
Оптимальная толщина стенки эмалированной кастрюли для правильного теплораспределения – 4,5 мм, но в продаже чаще встречаются
кастрюли толщиной 2-3 мм. Использовать такую кастрюлю можно для любых целей, но готовить молочные блюда в ней не рекомендуется.
Желательно иметь на своей кухне одну большую эмалированную кастрюлю для супов и одну (средних размеров) для компотов.
виды кухонной посуды - кастрюля из огнеупорной керамикиКастрюля из огнеупорной керамикиЭти кастрюли экологичны, легко моются, не поддаются образованию накипи. Но их теплопроводность оставляет желать лучшего,
поэтому такие кастрюли идеальны для приготовления блюд, требующих длительной тепловой обработки, например, в духовке.
Использовать такие кастрюли можно и для приготовления еды в микроволновой печи.
виды кухонной посуды - кастрюли из огнеупорного стеклаКастрюли из огнеупорного стеклаЭти кастрюли по своим качествам похожи на кастрюли из огнеупорной керамики, с тем лишь отличием, что их можно использовать
и на обычных плитах.
виды кухонной посуды - кастрюли с тефлоновым покрытиемКастрюли с тефлоновым покрытиемТакие кастрюли химически инертны, то есть безвредны для нашего здоровья, легко моются, и пища в них не пригорает. К недостаткам
можно отнести потерю всех этих качеств в случае появления царапин. Чтобы их избежать следует использовать деревянные или силиконовые
ложки и лопатки.
виды кухонной посуды - кастрюли из нержавеющей сталиКастрюли из нержавеющей сталиЭти кастрюли гигиеничны, устойчивы к воздействию щелочей и кислот даже при высоких температурах. Использовать стоит посуду
с двойным или тройным дном, тогда пища в ней не будет пригорать.
виды кухонной посуды - казанКазанТолстостенная широкая емкость с полукруглым дном, обычно чугунная. Предназначена для приготовления различных восточных блюд,
(из наиболее известных у нас – плова). Блюда, которые готовятся в казане, снимают с огня, не доводя до готовности, и оставляют
в нем для томления в собственном соку.
виды кухонной посуды - ковшикиКовшикиПо сути это кастрюли с одной длинной ручкой, разных размеров, с крышками или без них. Изготавливаются ковши из тех же материалов,
что и кастрюли и имеют тоже предназначение.
виды кухонной посуды - ложкиЛожкиПриспособления для помешивания, смешивания и раскладывания. Универсальными считаются металлические ложки, они подходят для всего.
Для размешивания варенья, повидла и молочнокислых блюд больше подходят ложки деревянные.
виды кухонной посуды - лопатки-веселкиЛопаткиПриспособления для переворачивания на сковородке, перемещения и раскладывания блюд. Изготавливаются из металла, дерева и пластика.
виды кухонной посуды - мискиМискиПосуда, как правило, в форме полусферы, разных размеров и из разных материалов. Предназначена для смешивания и взбивания продуктов.
виды кухонной посуды - молоток для отбивания мясаМолоток для отбивания мясаКухонное приспособление для обработки мяса. Как правило, с гладкой поверхностью с одной стороны и с зубчатой поверхностью
с другой (для того, чтобы добиться суфлеобразного состояния мяса).
виды кухонной посуды - ножи кухонныеНожи кухонныеКухонные ножи имеют разную форму лезвия, в зависимости от назначения ножа: с зубчатым лезвием используется для нарезки хлеба;
с острым прямым лезвием применяется для удаления костей из птицы, мяса и рыбы; длинный нож с тонким лезвием подойдет для нарезания
приготовленного мяса; ножом, напоминающим топорик с прямоугольным лезвием, можно разрубить мясные кости; для чистки овощей предусмотрены
маленькие ножи с изогнутыми лезвиями.
виды кухонной посуды - ножницы кухонныеНожницы кухонныеБольшие кухонные ножницы предназначены для разделки птицы, средние – для обрезки рыбьих хвостов и плавников, маленькие –
для хозяйственных нужд.
виды кухонной посуды - нож консервныйНож консервныйПриспособление для вскрывания консервных банок. Внешний вид таких ножей может быть разным, некоторые совмещают в себе консервный
нож и открывалку, некоторые вместо привычного лезвия имеют режущий круг с зубцами.
виды кухонной посуды - открывалкаОткрывалкаПриспособление для снятия железных пробок с бутылок.
виды кухонной посуды - пельменницаПельменницаПриспособление для облегчения лепки пельменей и вареников.
виды кухонной посуды - половникПоловникПриспособление для разливания жидких блюд.
виды кухонной посуды - противниПротивниЖелезные листы с бортиками предназначены для выпечки пирогов.
виды кухонной посуды - ситоСитоПриспособление для просеивания муки и других сыпучих материалов.
виды кухонной посуды - скалкаСкалкаКухонный предмет цилиндрической формы, с двумя (реже с одной) ручкой для раскатки теста. Изготавливается из дерева,
пластика, силикона, мрамора и нержавейки. В быту рекомендуется иметь две скалки: одну побольше и потяжелее (из нержавейки или
мрамора) для раскатывания больших тонких пластов, другую поменьше и полегче (деревянную или силиконовую).
виды кухонной посуды - сковорода классическаяСковорода классическаяЭто кухонная посуда для жарки пищи. Изготавливается из чугуна, нержавеющей стали, алюминия, керамики и прочих материалов,
часто имеет антипригарное покрытие. Классические сковороды могут быть разного диаметра и иметь разную высоту стенок.
виды кухонной посуды - сковорода блиннаяСковорода блиннаяСковорода с толстым дном, низкой стенкой (около 1 см) и длинной ручкой. Используется для приготовления блинов, оладий,
омлета и подобных блюд.
виды кухонной посуды - сковорода вокСковорода вокЭта сковорода имеет коническую форму. Она пришла к нам из Китая, где в ней готовят рис или лапшу с овощами, мясом или
морепродуктами. Такая форма позволяет быстро обжаривать большое количество ингредиентов одновременно, но требует постоянного
помешивания. В такой сковороде можно тушить, варить и жарить во фритюре. Если к сковороде купить навесную полукруглую решётку, то
в ней можно ещё и на пару готовить.
виды кухонной посуды - сковорода грильСковорода грильЭто сковорода имеет ребристое днище, что позволяет минимизировать количество используемого масла для приготовления пищи.
Предназначена для приготовления сочного мяса, рыбы, креветок, кальмаров и овощей с минимальным количеством жира.
виды кухонной посуды - сковорода жаровняСковорода жаровняЭта сковорода имеет две ручки и широкое дно. В ней можно готовить, как в духовке, так и на плите. Предназначена для
жарки, тушения и запекания мяса, рыбы и овощей.
виды кухонной посуды - сотейникСотейникНечто среднее между кастрюлей и сковородой. Стенки сотейника меньше, чем у кастрюли, но выше, чем у сковороды. Ручка одна, длинная,
часто съемная.
По объему эта кухонная посуда, как правило, тоже меньше, чем кастрюля и больше напоминает ковшик. Предназначена для приготовления
соусов и кремов, а также для припускания, пассерования, тушения и варки небольших объемов пищи. Изготавливается из тех же материалов, что и
кастрюли.
виды кухонной посуды - ступка и пестикСтупка и пестикМаленькая мисочка с толкушкой. Используется для растирания специй, орехов, семечек, сахарной пудры и т.д. Используются в основном
фарфоровые и деревянные наборы, считается, что металлические портят вкус продуктов.
виды кухонной посуды - тёркаТёркаПриспособление для измельчения продуктов. Основной материал – металл с различными сечениями, но и пластиковые терки пользуются
популярностью, особенно для свежих овощей и фруктов. Классические терки имеют форму полотна (один вид насечек), прямоугольника
(четыре вида насечек), пирамиды (три вида насечек) и подобные, но есть терки непривычных форм: для сыра, трюфелей и шоколада.
виды кухонной посуды - толкушкаТолкушкаКухонное приспособление для превращения отварных овощей в пюре.
виды кухонной посуды - утятницаУтятница (гусятница, латка)Толстостенная кухонная посуда из чугуна, жаропрочного стекла или керамики, вытянутой формы, с плоским дном и крышкой.
Предназначена для тушения мяса, птицы и овощей.
виды кухонной посуды - формы для выпечкиФормы для выпечкиЁмкости различных форм для выпекания кондитерских изделий и хлеба. Могут быть цельными или со съемным дном (незаменимы
для изделий из песочного теста). Изготавливаются из белой жести, нержавеющей стали, алюминия с тефлоновым покрытием, жаропрочного стекла
и силикона. Последние сейчас пользуются самой большой популярностью за счет своей мягкости, эластичности и доступности по цене.
виды кухонной посуды - чесноковыжималкаЧесноковыжималкаПриспособление для измельчения чеснока.
виды кухонной посуды - шинковкаШинковкаБывают в двух вариантах: шинковочный нож для капусты или специальное приспособление для шинковки.
виды кухонной посуды - штопорШтопорПриспособление для извлечения пробок из бутылок.
виды кухонной посуды - шумовкаШумовкаПлоская большая ложка с дырочками. Используется для съёма пены, а также для выемки продуктов из бульонов (мяса, рыбы, пельменей и т.д.)
или кипящего масла.
Читайте также:  Купить мебельную фурнитуру Inoxa | Интернет-Магазин

Заметим, что мы рассмотрели только основные виды кухонной посуды, а ведь для полноценного приготовления пищи в наше время ещё понадобятся
мясорубки, миксеры, блендеры, комбайны, соковыжималки, чайники, пароварки, мультиварки и прочие представители механических, электрических и даже
электронных приборов. Впрочем, техника для кухни требует особого внимания, поэтому о ней подробнее мы поговорим в категории
техника для удобства.

Понравилась статья? Поделись ей с другими:

Курсовая работа резная кухонная утварь

Комитет
по образованию Санкт-Петербурга

ГОУ СПО
РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Симкин
Павел Владимирович

Студент
III курса

Специальность
070802 Декоративно-прикладн е искусство
и народные промыслы

Выполнение
изделия на тему:
«Резная кухонная
утварь»

Междисциплинарная
курсовая работа

по дисциплине
Исполнительское мастерство и Композиция

Руководитель

Богданов

Геннадий Сергеевич

2022

Содержание

Титульный
лист

Содержание………………2

    1. Виды резьбы………….7
    2. Резные изделия
      в домашнем обиходе………8
    3. Резьба XIX-XX
      веков …………12
    4. Разработка
      композиционного решения изделия………..16

Глава 2. Технологический процесс
изготовления изделия……….16

Введение

На сегодняшний
день любые бытовые вещи нельзя
представить без использования
различных рисунков, орнаментов и
прочего разнообразия ,но к сожалению
резьба встречается реже. Хотя в древности
резьба была одной из главных элементов
декора не только интерьера , но и дома
в целом. Сегодня редко встретишь новые
дома которые использовали бы резьбу как
декор (резные абажуры окон, и др.). Скорее
это связано с упрощением человеческой
жизни так как все можно купить, чтобы
заделать любые щели к примеру натяжные
потолки , ДСП, гипсокартон и др.

Проблема
темы:

Мы считаем, что данная проблема
важна, так как создание современных
произведений художественно прикладного
искусства невозможно без использования
национальных традиций, в том,
что резьба утрачивает свою
массовость. Даже современная техника
не может сравниться с искусством
древних мастеров.

Обьект:

Изделие
декоративно- прикладного искусства
с резьбой по дереву.

Предмет:

Композиционные
и технологические особенности
создания художественной резьбы по дереву.

Цели:

Создать
изделие резной кухонной утвари с
художественной резьбой по дереву.

Задачи:

– подобрать
и изучить материалы по теме
исследования

– выявить
композиционные и технологические
особенности создания резьбы

– разработать
проект изделия

– подобрать
материалы (литературу)

– выполнить
изделие согласно проекту

Курсовая
работа состоит из:

– титульный
лист

– содержание

– введение

– глава
1

– глава
2

– заключение

– список
литературы

– приложение

Глава
1. История резьбы в
России

1.1.
Виды резьбы

В России
резьба по дереву называлась резным делом.
Резное дело в народных традициях. Резьба
по плоской поверхности в виде косиц и
прямей, зубчиков, городцев и киотцев,
желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей
и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.

Древние
изображения травяных
узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века
появляется фрящина (фряжские травы) —
травяные украшения, заимствованные в Италии.

Во второй
половине XVII
века в России
появилась немецкая резьба, фигурная,
с готическими мотивами. В 1660 году
этой резьбой была украшена царская столовая,
построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились
новые инструменты и немецкие названия
и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень,
нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели
появились карнисы, гзымзы, шпленгери,
кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели,
цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали
изготовлять резьбу по немецким мастерским
лицевым книгам — то есть по образцам
и рисункам.

Рези
расписывались яркими красками,
иногда покрывались сусальным золотом

Современная
резьба

Строгой
классификации не имеет, поскольку
в одном и том же изделии
могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно
можно выделить три основных типа:

  1. сквозная
    резьба (сюда относится пропильная и прорезная
    резьба)
  2. глухая резьба
    (все подвиды рельефной и плосковыемчатой
    резьбы)
  3. скульптурная
    резьба
  4. домовая
    резьба (является
    отдельным направлением, поскольку может
    сочетать в себе все три вышеперечисленных
    типа).

Условная
классификация видов резьбы выглядит
следующим образом:

Сквозная
(ажурная) резьба — подразделяется
на собственно сквозную и накладную,
имеет два подвида: прорезную
резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную
резьбу (фактически то же самое, но такие
участки выпиливаются пилой
или лобзиком).

Плосковыемчатая
резьба характерна тем, что её основой
служит плоский фон, а элементы резьбы
углубляются в него, то есть нижний уровень
резных элементов лежит ниже уровня фона.
Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная
    резьба — самая простая, единственным
    её элементом является канавка. Такие
    канавки-желобки и создают рисунок на
    плоском фоне. В зависимости от выбранной
    стамески канавка может быть полукруглой
    или треугольной. Полукруглая прорезается
    полукруглой стамеской, а треугольная
    — резцом-уголком, угловой стамеской
    или обыкновенным ножом
    в два приёма.
  • скобчатая
    (ногтевидная) резьба — основным элементом
    является скобка (внешне похожа на след,
    оставляемый ногтем при надавливании
    на любой мягкий материал, отсюда и пошло
    название ногтевидная) — полукруглая
    насечка на плоском фоне. Делается такая
    насечка полукруглой стамеской
    в два приёма: сначала стамеску
    углубляют в дерево перпендикулярно поверхности,
    а затем под углом на некотором расстоянии
    от первого надреза. В результате получается
    так называемая скобка. Множество таких
    скобок разных размеров и направлений
    и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая
    (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба
    — имеет два основных элемента: колышек
    и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная
    пирамидка). Выполняется резьба в два этапа:
    наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают
    (намечают) сектора, которые необходимо
    срезать, а затем подрезают их. Выполняют
    все элементы ножом-косяком. Многократное
    использование пирамид и колышком на разных
    расстояниях и под разными углами даёт
    великое множество геометрических фигур, среди которых различают:
    ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и
    т. д.
  • чернолаковая
    резьба — фоном служит плоская поверхность
    покрытая чёрным лаком или краской. Как
    в контурной резьбе прорезаются канавки
    на фоне, из которых и строится рисунок.
    различная глубина канавок и их разный
    профиль дают интересную игру светотени
    и контраста чёрного фона и светлых прорезанных
    канавок.

Рельефная
резьба характерна тем, что элементы
резьбы находятся выше фона или на
одном уровне с ним. Как правило,
в этой технике выполняются все
резные панно. Выделяют несколько
подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная
    резьба с подушечным фоном — можно сравнить
    с контурной резьбой, но все края бороздок
    заоваливаются, причём порой с разной
    степенью крутизны (со стороны рисунка
    более резко, со стороны фона постепенно,
    отлого). За счёт таких заоваленных контуров
    фон кажется сделанным из подушек, отсюда
    и пошло название. Фон находится на одном
    уровне с рисунком.
  • плоскорельефная
    резьба с выбранным фоном — та же резьба,
    но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры
    рисунка заоваливаются также.
  • абрамцево-кудринская
    резьба(кудринская)
    — зародилась в усадьбе Абрамцево
    под Москвой, в деревне Кудрино. Автором
    считают Василия Ворноскова. Резьба отличается
    характерным «кудреватым» орнаментом
    — вьющимися гирляндами лепестков, цветов.
    Часто используются такие же характерные
    изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная,
    бывает с подушечным и выбранным фоном.
  • резьба «Татьянка»
    — этот вид резьбы появился в 90-х годах
    XX века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот
    сформировавшийся стиль в честь своей
    жены и запатентовал его. Как правило,
    такая резьба содержит растительный орнамент.
    Характерной особенностью является отсутствие
    фона как такового — один резной элемент
    постепенно переходит в другой или накладывается
    на него, таким образом заполняется все
    пространство.

Отличительная
особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных
фигур (или групп фигур) людей, животных,
птиц или других объектов. Фактически,
является самым сложным видом резьбы,
поскольку требует от резчика объёмного
видения фигуры, чувства перспективы,
сохранения пропорций. Отдельным подвидом
её считается богородская резьба.

1.2.
Резные изделия в домашнем
обиходе

Бытовые
предметы конца XIX – начала ХХ века характеризовали
различный уровень благосостояния хозяев.
Кухонная утварь более зажиточных крестьян,
питание которых несколько отличалось
благодаря введению блюд, заимствованных
у соседних народностей (русских, финнов),
разнообразнее.

Распространение
хозяйственной утвари фабричного производства
началось в карельской деревне с
середины XIX века. Кустарным изделиям
стали предпочитать фабричную глиняную
посуду. Чугунные горшки и котлы
также подрывали спрос на гончарные
изделия ручной работы. В обиходе появились
эмалированная и фаянсовая посуда, металлические
ложки и вилки, медные тазы, ступы, кофейники,
рукомойники. Однако в быту основной части
населения дореволюционной карельской
деревни утварь фабричного производства
не получила широкого применения. Отдельные
фабричные изделия – стаканы, чашки, вилки,
попавшие в семьи крестьян, не использовались
ими повседневно, хранились на случай
прихода гостей. Красивая посуда являлась
предметом гордости перед односельчанами.
В обычные дни такая посуда не использовалась,
ее хранили в шкафу для торжественных
случаев. Фаянсовая посуда употреблялась
только в богатых семьях.

В этот
же период появились в Карелии
и первые самовары (samovuara). Большая часть
населения стала отдавать предпочтение
перед другими напитками крепко заваренному
чаю. В Карелии в основном получили распространение
тульские самовары, но опять-таки лишь
у наиболее зажиточных крестьян, так как
цены на них были высокие. В большинстве
домов чай готовили в котлах (kattila) и чайниках
(cainikka). Пили его из стаканов и чашек фабричного
производства.

Завершая
разговор по хозяйственной утвари карел,
хотелось бы уделить внимание и художественной
обработке изделий. Предметы крестьянского
быта (деревянная, медная, керамическая
посуда, изделия из бересты и т.
д.) не относятся к народному прикладному
искусству, но они настолько искусно
выполнены, что нельзя не сказать
об их художественном исполнении. Художественная
обработка деревянных изделий имела
среди карел очень давние и
развитые традиции. К сожалению, дерево
не обладает достаточной прочностью,
чтобы сохраняться в течение
многих столетий. Поэтому до нас
не дошли наиболее древние памятники
резного и расписного искусства.
Но из литературных источников мы узнаем,
что резьба и роспись по дереву
были распространены еще в период
средневековья. Рунопевцы в эпосе “Калевала”
воспевали художественно украшенные хозяйственные
принадлежности. Как следует из ряда источников,
в XVI веке карелы славились своим искусством
обработки дерева за пределами края.

Читайте также:  Каменная мойка для кухни - плюсы и минусы искусственного мрамора, кухонные раковины: гранитная, керамогранит или кварцевая, отзывы

В различных
местностях существовали свои технические
и художественные приемы обработки
дерева: долбление, резьба, обточка, плетение,
тиснение, раскраска. Для нанесения
орнамента использовались простейшие
инструменты: топор, различные долота,
скобели, ножи и т. д.

В прошлые
времена в крестьянском доме кухонная
утварь была “своеобразной разновидностью
скульптуры”. При изготовлении мастера
больше внимания уделяли форме, нежели
декору. Массивные долблено- резные
ковши, различной величины чаши, миски,
солонки, сахарницы, ложки – во всех этих
изделиях ощущается стремление удачно
подобрать про- порции и форму. Узоры, в
виде простых зубчатых насечек, сделанных
с помощью ножа, или несложные росписи
в виде полосок, кругов и других геометрических
фигур, были подчинены общему силуэту.

Однако
до нас дошли некоторые предметы
кухонной утвари, отличающиеся высокими
художественными достоинствами. Причем
к ним относятся не только предметы
обрядовые, подарочные, праздничные, но
даже и простые будничные вещи — деревянные
блюдца, чашки, ложки, солоницы, которым
свойственны выразительные пластические
формы и гармоничность пропорций. Эстетическое
понимание материала, присутствие в каждой
вещи живого образного начала, умение
показать в готовом изделии рисунок древесных
волокон – вот к чему стремились мастера.

Округлые
очертания каповых наростов использовались
для создания разнообразных емкостей,
пластическая выразительность которых
основана на бережном сохранении природной
формы капа. Художественная образность
бытовой утвари связана и со сходством
ее форм с живой природой. Интересны
солонки в форме утицы, ковши-птицы или
ковши в форме ладей, хранящиеся в фондах
карельских музеев. Плетеным берестяным
солонкам часто придавали цилиндрическую
форму. В этом случае узкие полоски бересты
накладывали ступенчато друг на друга,
а края их вырезали в виде зубчатого орнамента.

Для хранения
посуды делали специальные посудные
полки, боковые стенки которых нередко
украшали резным орнаментом. Позднее
на смену им пришли двухъярусные шкафы
столярной работы: нижняя часть – шкафчик
с полками или выдвижными ящиками,
наподобие комода, а верхняя напоминает
обычную посудную полку (иногда ее застекляли).
Филенки на дверцах посудных шкафов
часто расписывали цветочными узорами,
выполненными свободными кистевыми
росписями, без предварительного нанесения
контура рисунка. У каждого мастера
была своя манера письма. Знакомство с
широким кругом бытовых предметов
и хозяйственной утвари карел
убеждает нас в талантливости
и практичности карельских мастеров,
как и мастеров Заонежья, Пудожья
и других районов Карелии.

Отрадно,
что старинные народные традиции
возрождаются в художественных промыслах
современных умельцев из Пудожского,
Калевальского и других районов. Они изготовляют
вещи, пользующиеся большим спросом и
получившие признание на многих выставках
декоративно-приклад ого искусства.

1.3.
Резьба XIX-XX веков

Одним
из старинных деревянных промыслов
России является Богородская скульптура
и игрушка. Село Богородское издавна принадлежало
к владениям Троице-Сергневой Лавры, при
которой еще в XV – XVI веках были широко развиты
народные ремесла. В начале ХХ века была
организована артель, которая в 1960 году
была преобразована в Богородскую фабрику
художественной резьбы. Наиболее ранние
произведения богородских резчиков, сохранившиеся
в музейных коллекциях, относятся к концу
XVIII – началу XIX века. Это нарядные куклы
в костюмах гусаров и барынь, крестьян
и крестьянок, многофигурные скульптурные
композиции, резные миниатюры так называемой
«китайской мелочи» и многие другие персонажи.
Из этих фигурок можно составлять разнообразные
жанровые сценки.

Для каждого
популярного сюжета и образа, привлекавшего
внимание мастеров, отрабатывалась наиболее
выразительная композиция, удобная
для повторения и предельно экономная
в отношении затраты труда; фигуры
имели наиболее типичный силуэт, необходимые
детали были тщательно отобраны, канонизирована
техника резьбы фигурок от первичной
обработки чурки до окончательной
отделки.

Исходную
форму первоначального куска
дерева выбирали с учетом композиции.
Очертания намечали при зарубке
топором. Наметив в стадии зарубки
основное положение и пропорции
фигурок, мастер удалял с помощью
стамесок лишнее количество древесины
и уточнял детали. Завершали обработку
поверхности изделия при помощи богородского
ножа. Следы обработки ножом и стамеской
сохранялись и после отделки изделия.
Они позволяли подчеркнуть красоту материала
и виртуозность техники исполнения, придавали
выразительность деталям. В готовом изделии
оставалось ощущение формы деревянной
горбушки. Отчасти поэтому, даже не беря
в руки богородские изделия, не чувствуя
их легкости, не ощущая поверхности, можно
безошибочно узнать материал. Животные
в богородской игрушке выглядят очеловеченными.

В 80-х
годах XIX века в Абрамцево подмосковном
имении мецената С.И. Мамонтова были организованы
мастерские резьбы по дереву, первоначально
предназначавшиеся для нужд имения. В
Абрамцево бывали великие российские
художники – Васнецов, Поленов, Поленова,
Репин, Суриков, Серов, Врубель. Многие
из художников, приезжавших в Абрамцево,
создавали образцы мебели, посуды, утвари
в народном стиле. Елена Дмитриевна Поленова
приняла на себя руководство мастерскими
и школой резьбы по дереву. К концу 80-х
годов XIX века мастерские начали выпускать
изделия на продажу. Е.Д. Поленова выполняла
рисунки для резной мебели и утвари, коллекционировала
изделия народных мастеров различных
областей России, демонстрировала их художникам
и мастерам, посещавшим Абрамцево. Особенностью
этих изделий являлось то, что в них были
использованы орнаменты вязания кружев,
вышивки, росписи.

В 1887 году
в мастерские Абрамцево пришел резчик
– крестьянин села Кудрино – Василий Петрович
Ворносков. Работы этого резчика оказали
значительное влияние на дальнейшее развитие
абрамцевской резьбы, В.П. Ворносков использовал
мотивы и приемы Вологодской плоскорельефной
резьбы XVII-XVIII веков, отличавшейся характерной
формой веток и листьев в виде закругленных
пальчатообразных завитков, а также знакомые
по пряничным доскам силуэты птиц и коней,
свойственные орнаментам того времени.

Его творчество
стало определяющим в развитии промысла.
Художественное наследие мастера многообразно.
Он создавал мебель, домашнюю утварь, чернильные
приборы, ларцы, декоративную скульптуру.
Использовал различные приемы подкрашивания,
полировки, заоваленную технику резьбы,
при которой края орнамента срезали (закругляли).
Все это с успехом используют и современные
резчики.

В 1921 году
В. П. Ворносков возглавил артель “Возрождение&qu t;,
объединившую резчиков села Кудрино и
соседних деревень. В дальнейшем мастера
деревень Кудрино, Муговки, Левково и других
были соединены в “Ахтырскую артель
столярно-резных художественных изделий”.
После смерти В.П. Ворнскова в 1940 году ведущим
мастером абрамцево-кудринской резьбы
стал резчик М.А.Артемьев, для работ которого
характерна резьба с выборным (углубленным
по отношению к орнаменту) и канфаренным
фонами. В 1918 году в Абрамцево был организован
музей. С 1977 года Абрамцево вместе с усадьбой
Ахтырка стало Государственным историко-художествен ым
и литературным музеем заповедником.

Декоративно-прикладн е
производство в городе Хотьково московской
области было организовано в 1947 году.
Первоначально здесь занимались
изготовлением пуговиц, брошей, пряжек,
заколок и вырезали из кости цевки.
В дальнейшем в ассортименте артели
появилась декоративная скульптура
из кости, мелкие туалетные коробочки,
ларчики, пудреницы, подносики с миниатюрной
рельефной и ажурной резьбой. Для изготовления
изделий использовали такие породы дерева,
как орех, тис, капо-корень и т. д., которые
дополнительно украшали костяными резными
вставками.

К 60-м
годам хотьковские мастера осваивают
и другие материалы – самшит, эбонит, гетинакс,
перламутр. Резьба по самшиту приобрела
в артели значение самостоятельного творческого
профиля. Первые образцы в помощь мастерам
были созданы художниками НИИ художественной
промышленности: Н. Б. Скубенко, Д. Н. Шушкановым,
З. М. Зенковой, К Г. Зориловым и многими
другими.

Резьба
по дереву является старинным исконным
промыслом жителей Нижегородской
области. Сохранились резные долбленые
ковши, чаши и ложки местной работы XVII-XVIII
веков с богатым резным декором.

В начале
XX века семеновские мастера работали
по заказам Нижегородского губернского
земства, получая образцы, в том числе
из абрамцевской мастерской. Семеновские
мастера особое внимание уделяли формам
токарных изделий.

В 20-30-х
годах XX века на развитие резного искусства
большое влияние оказал Г.П. Матвеев,
с именем которого связаны характерные
композиционные приемы: противопоставление
гладкого полированного дерева орнаментальному
поясу из крупных растительных форм или
геометрических фигур. Поверхность орнаментов
отличалась тем, что была блестящей, полированной,
а выбранный фон – темным, матовым того
же тона или контрастным.

Широкое
распространение в Вятской губернии
имели архитектурная резьба, производство
долбленой деревянной посуды, ложкарное
дело. В конце XIX – начале ХХ веков промыслы
возглавлялись Вятским губернским земством.
Было организованно производство деревянных
шкатулок, полочек, рамок и других изделий
с резьбой, росписью и выжиганием.

К 60-м
годам промысел был специализирован
на геометрическую резьбу. В этом промысле
используют прием оформления изделий
светлым резным орнаментом, контрастно
выделяющимся на темном лакированном
фоне. Резьбу обычно выполняют уже после
их окрашивания и нанесения лака.

Современный
человек уделяет большое внимание
деталям, и зачастую старается окружить
себя вещами, которые бы притягивали
к себе взгляд, подчеркивали художественный
вкус владельца и при этом имели
бы функциональное значение.

Был разработан проект изделия
и дальнейшее создание наиболее гармоничной
для изделия композиции, с использованием
геометрической резьбы. В качестве изделия
была выбрана салфетница, так как она несет
в себе функцию необходимого бытового
предмета. Композиция расположена по всей
поверхности салфетницы, тем самым придавая
ей наиболее характерный вид.

Изделие
состоит из двух деревенных пластин
закрепленных в паз на деревянной прямоугольной
основе. По краям основы для декоративной
отделки была задумана галтель.

Композиция
резьбы симметрична и состоит
из повторяющихся элементов, таких
как:

– сияния

– витейка

– змейка

– четверть
розетки

– цепочка

Глава 2.
Технологический
процесс изготовления
изделия

2.1.Материалы
и инструменты

Для того чтобы сделать изделие с
композицией включающей в себя геометрические
элементы, было спроектировано изделие,
изображено на планшете и с отмывкой под
цвет дерева.

После
проектирования начиналась практическая
часть, для этого непосредственно
было использовано:

  • древесина
    липы (так как плотность липы заметно меньше,
    чем, к примеру, у сосны она является более
    пригодной для резьбы по дереву),
  • рулетка (служит
    измерительным инструментом более длинным,
    чем линейка),
  • пила с мелким
    зубом (мелкий зуб обеспечивает более
    долгое пиление, но при этом качество пиления
    увеличивается, а количество сколов древесины
    уменьшается),
  • наждачная
    бумага (служит для выравнивания и сглаживания
    поверхности древесины),
  • угольник
    (служит для проверки «в угол» чтобы определить
    ровность торца, кромки или пласти древесины,
    а также является незаменимым помощником
    в разметке по дереву, металлу и т.д.),
  • резец (служит
    для резьбы по дереву различных элементов).
Читайте также:  Как врезать мойку в столешницу: пошаговая инструкция для начинающих по монтажу разных моделей

Для
начала было отчерчено на доске липы
формы изделия (две одинаковые стороны
и основа) согласованного с проектом.
Затем выпилена в нужный размер,
проверена «в угол», отшлифована, и
таким образом были получены формы
будущей салфетницы, на которой была вырезана
композиция согласно проекту.

Полученные
формы, закрепиляются на верстаке, чертятся
композиция и приступается к ее резьбе;
после чего получаются две одинаковые
стороны с «шипиками» и с изображением
геометрической композициии. Но это еще
нельзя назвать изделием так, как изделие
должно быть полезно в быту, в данном случае
под салфетки.

Для
того чтобы формы стали салфетницей
необходимо на основе разметить отверстия
для вставки в них четырех «шипиков», которые
непосредственно находятся на двух одинаковых
сторонах. Таким образом, композицию с
изображением геометрического орнамента
на двух сторонах, вставленных в основу
салфетницы, можно считать изделием декоративно-прикладн го
искусства.

2.3.
Дефекты и приемы
их исправления

В резьбе не редко
встречаются дефекты и не только потому
что мастер плохо режет, но и потому, что
древесина имеет свои свойства и в любой
момент может, к примеру проявиться нежелательный
сучок или же древесина может оказаться
плохой и быстро скалывающейся.

К счастью сейчас
есть определенные смеси для заклейки
сколов и другие различные способы
устранения «косяков».

Заключение

Существует множество
видов резьбы: рельефная, скульптурная,
прорезная, контурная, но наиболее распространенной
до сих пор остается геометрическая резьба.
В силу своей простоты и возможности выполнения
единственным инструментом — резцом со
скошенной режущей кромкой, так называемым
ножом-косячком. Выполняется эта резьба
в виде различных выемок, образующих на
плоскости геометрические фигуры сочетанием
прямых и кривых линий.

Элементами геометрического
орнамента являются разного рода
фигуры, образуемые сочетанием прямых
и кривых линий.

Сочетания прямых
линий образуют квадрат, ромб, треугольник,
многоугольник и другие подобные
фигуры; сочетания кривых — круг,
эллипс, миндалевидные фигуры и т.
д.; прямых и кривых — сегменты, полукруги
и др.

Геометрическая
резьба применяется главным образом
для отделки мелких бытовых предметов
— шкатулок, небольших столиков,
но нередка резьба на книжных и
посудных полках и даже на столах. При
выполнении геометрической резьбы нужно
учитывать назначение предмета, его
размеры, породу и текстуру древесины.
Чем больше предмет, тем крупнее
должна быть резьба, не следует делать
сплошную резьбу на древесине крупнососудистых
лиственных пород и хвойных, а чередовать
ее с гладкими полями, которые, в свою очередь,
при умелой компоновке узоров сами создают
своеобразный рисунок. Но на небольших
предметах из древесины рассеяннопоровых
пород (липа, осина и др.) порой предпочтительна
сплошная резьба — это зависит от композиции
рисунка и качества резьбы.

В процессе
работы над курсовым проектом была
изучена литература :

– В.М.
Полевой популярная художественная
энциклопедия

– Абросимова
А.А художественная резьба по
дереву

– Русская
народная резьба и др.

Были
выявлены оптимальные особенности геометрической
резьбы, а также технологические параметры
по изготовлению изделий с художественной
резьбой. Создан проект изделия – салфетница
с геометрическим орнаментом. Проект изделия
был выполнен в материале.

Выполненное
изделие может быть использовано
в качестве предмета быта, сувенира,
украшения интерьера.

Список
используемой литературы

1) Абросимова
А.А. и др.

Художественная резьба по дереву,
кости и рогу: Практ. Пособие.- 3-е
изд., перраб./ А.А. Абросимова, Н.И. Каплан,
Т.Б. Митлянская.- М.: Высш. Шк., 1989.-160с.: ил.

2) В.М.Полевой
и др.

Популярная художественная энциклопедия/
Редакционная коллегия: В.М.Полевой
(гл. редактор), В.Ф. Маркузон, Д.В. Саробоянов
(зам гл. ред.), В.Д. Синюков.- М.:1986.-675 с: ил.

3)Званцев М. П. Домовая
резьба. Москва, 1975.

4) Интернет
ресурс «Википедия»

5) Матвеева
Т.А.

Изготовление художественных изделий
из дерева: Практ. Пособие./ Матвеева
Т.А.- М.: Высш. шк., 1992.- 223с.: ил.

6) Н. Н. Соболев
Русская народная резьба по дереву. Сварог
и К, 2000

7) Русская народная
резьба по дереву; современный период.
Госместпромиздат, 1981

8)
Р.С.Василевский.

Искусство стран востока/под редакцией
доктора исторических наук Р.С.
Василевского. – М.:1986.-319 с: ил.

9) Каменева
Е.О.

Какого цвета радуга. Научно-художественная
литература. Оформл. И
подбор ил. Н.Мищенко. Переизд. М., «Дет.
Лит.», 1975.-167с. с ил.

Приложение

Царское место
в Успенском соборе.

ореховое дерево

Фрагмент резьбы
Маори на каноэ

Марка СССР, 1979 г.,
богородская резьба

Богородская
скульптура. Курочка и цапля.

Кудринская резьба.
Ларец. (Автор В.А. Самойлова)

Геометрическая
резьба. Розетка.

и т.д……………..

Кухонные принадлежности из дерева (77 фото)

Деревянная лопатка интересной формы

Набор разделочных досок Göttingen CB-003 23.5Х19.5 см

Ручки для разделочных досок

Вилка для салата Акация

Деревянный кухонный набор

Mayer & Boch набор для специй 23259

Планка с крючками “Хозяюшка” Storage Hooks

Typhoon доска сервировочная elements 40х30 см

Кухонный набор из дерева

Деревянный набор для кухни

Подставка для столовых приборов из дерева

Подставка для лопатки и ложки

Кухонные аксессуары из дерева

Кухонные приборы из дерева

Кухонные пренадлежностииз дерева

Деревянная кухонная посуда

Samura Magnetic Knife Holder

Деревянный набор кухонных инструментов

Лопатка кулинарная набор 4шт (3 лопатки подставка) прозр/упак

Набор кухонных принадлежностей “дуновение леса”,

Подставка для столовых приборов из дерева

Лопатка, бамбук 883-059 vetta

Mayer & Boch набор для специй 27347

Деревянные кухонные предметы

Набор кухонных принадлежностей из дерева

Набор досок Agness 430-130

Bnb2957 набор кухонных принадлежностей с подставкой, 4шт

Кухонные пренадлежностииз дерева

Деревянный кухонный набор

Набор кухонных принадлежностей в стакане

Деревянная длинная ложка для бочки


27350 Набор для специй 17пр 100мл бамбук MB (х8) “Mayer & Boch”

Дерево ложка для жареные кастрюля

Деревянные кухонные принадлежности

Набор кухонных принадлежностей oriental way

Кухонный нож на доске

BERGHOFF подставка для ножей Leo

Деревянная утварь для кухни

Набор навесок Tescoma Woody 637428

Taller tr-2214

Лопатка деревянная кухонная

Подставка под горячее из дерева в виде рыбы

Деревянные лопатки для кухни

Набор кухонных принадлежностей бамбук

Набор кухонных принадлежностей oriental way

Набор кух. Принадлежностей Pomidoro set88 набор кухонных принадл. 4пр. Дерево

Набор деревянных лопаток для кухни

Доска для сыра

Разделочная доска коралл h-1636

Бамбуковая кухонная утварь

Лопатка Dommix bnb2228 с прорезями, бамбук

Деревянные принадлежности для кухни

Разделочные доски на подставке Дик, 4 шт

Резьба по дереву кухонные наборы

Ломаются кухонные принадлежности, лопатки примета

Набор ножей Agness

Деревянные принадлежности для кухни


Доска разделочная дерево

Икеа кухонная утварь из дерева

Лопатка деревянная кухонная

Кухонные аксессуары из дерева

Набор кухонных принадлежностей “дуновение леса”,

Органайзер для кухонных инструментов Tescoma ONWALL, 5 В 1 38.5Х8.5х30 см

Кухонные предметы из дерева

Кухонные пренадлежностииз дерева

Sentore ks17

Подставки для ножей Robert Welch

Подставка для ножей, светлое дерево, Knife Blocks, Wuesthof, Золинген, Германия

Разделочная доска Joseph Joseph Index 60141

Кухонные аксессуары красные

Набор деревянных лопаток для кухни

Подставка для кухонных принадлежностей из дерева

Кухонные пренадлежностииз дерева

Лопатка кухонная, бук 883-344 vetta

Лопатка кулинарная набор 4шт (3 лопатки подставка) прозр/упак кт-НП-02

Примечания

  1. Isabella Mary Beeton.The Book of Household Management (неопр.). — republished by Wordsworth Editions, 2006. — London: Samuel Orchart Beeton, 1861. — С. 28. — (Wordworth Reference Series). — ISBN 978-1-84022-268-5.
  2. Schwartz, Joshua J.The Material Realities of Jewish Life in the Land of Israel c. 235–638 // The Cambridge History of Judaism: The late Roman-Rabbinic period (англ.) / Davies, William David; Katz, Steven T.; Finkelstein, Louis. — Cambridge University Press, 2006. — Vol. 4. — P. 439—441. — ISBN 978-0-521-77248-8.
  3. Carlin, Martha; Rosenthal, Joel Thomas.Food and eating in medieval Europe. — Continuum International Publishing Group, 1998. — С. 32—42. — ISBN 978-1-85285-148-4.
  4. Kreidberg, Marjorie.Food on the frontier: Minnesota cooking from 1850 to 1900, with selected recipes (англ.). — Minnesota Historical Society Press, 1975. — P. 164. — ISBN 978-0-87351-097-4.
  5. Volo, James M.; Volo, Dorothy Denneen.Family life in nineteenth-century America. — Greenwood Publishing Group, 2007. — С. 245. — (Family life through history). — ISBN 978-0-313-33792-5.
  6. Parkes, Frances Byerley.Domestic Duties ; or, Instructions to Young Married Ladies on the Management of their Household, and the Regulations of their conduct in the various Relations and Duties of Married Life (англ.). — New York: JJ Harper, 1828.
  7. 12Williams, Susan. Food in the United States, 1820s–1890 (неопр.). — Greenwood Publishing Group, 2006. — С. 67—69. — (Food in American history). — ISBN 978-0-313-33245-6.
  8. Putnam, Elizabeth H. Mrs Putnam’s Receipt Book and Young Housekeeper’s Assistant (англ.). — New York: Sheldon & Co., 1858.
  9. Rorer, Sarah Tyson  (англ.). Philadelphia Cook Book: A Manual of Home Economies (англ.). — Philadelphia: Arnold and Company, 1886.
  10. Quinzio, Jeri.Women’s Work // Of sugar and snow: a history of ice cream making (англ.). — University of California Press, 2009. — Vol. 25. — P. 133. — (California studies in food and culture). — ISBN 978-0-520-24861-8.
  11. Похлёбкин В. В.Кухонные утварь и инструменты // Большая энциклопедия кулинарного искусства. — ЗАО «Центрполиграф”, 2008. — 975 с. — ISBN 978-5-9524-3563-6.
  12. 1234567891011121314Harold McGee.Utensil Materials // Food and Cooking. — revised and updated edition. — NY: Scribner, 2004. — С. 787—791. — 884 с. — ISBN 1-4165-5637-0.
  13. 12Thompson, Benjamin  (англ.).On the construction of Kitchen Fireplaces and Kitchen Utensils // Collected Works of Count Rumford: Devices and techniques (англ.) / Brown, Sanborn Conner. — Harvard University Press, 1969. — Vol. 3. — ISBN 978-0-674-13953-4.
  14. 123Vargel, Christian.Corrosion of aluminium (неопр.). — Elsevier, 2004. — С. 579—582. — ISBN 978-0-08-044495-6.
  15. 12Пищевой алюминий (неопр.). «М-Комплект».
  16. 123456van Rensselaer, Martha; Rose, Flora; Canon, Helen.Kitchen Utensils // A Manual of Home-Making. — republ. 1919. — Applewood Books, 2008. — С. 233—236. — (Cooking in America). — ISBN 978-1-4290-1241-6.
  17. 12345678Энциклопедия дома и семьи. — М.: ОЛМА-Пресс, 2002. — С. 317. — 670 с. — ISBN 5-224-03348-9.
  18. Уварова Е. Г.Спутник домашней хозяйки. — Рипол Классик, 2022. — С. 8—10. — 346 с. — ISBN 9785458336604.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector