Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Введение

Посуда – один из важнейших элементов культуры повседневности и быта людей. Она появилась в числе первых изобретений человека, который изначально стремился повысить комфортабельность своей повседневной жизни, и в этом смысле посуда может считаться первым элементом урбанистики.

При кажущемся единообразии использования бытовой утилитарной посуды в ее предметах ярко отражаются особенности жизни людей, которые ее используют. Посуда кочевника существенно отличается от посуды оседлого человека. Жители лесных регионов и пустынь используют для ее изготовления совершенно разные материалы.

Посуда китайцев и японцев значительно отличается от европейской. Посуда Античного мира не похожа на современную европейскую. Несмотря на кажущуюся стабильность, она существенно изменяется во времени и в пространстве, реагируя на изменение условий жизни и потребности человека, на формирование ритуалов приготовления и приема пищи.

Поэтому изучение истории посуды дает незаменимую информацию о субстанциональной сущности человека, его своеобразном образе жизни, отличии от жизни других видов на земле, об отношении к здоровью, экологии, о психологии, социальных коммуникациях, ресурсах и т.п.

Приготовление и потребление пищи, являясь объективным условием жизни человека, требует особых средств и приспособлений, к числу которых и относится посуда. Являясь элементом культуры быта и культуры повседневности, она представляет собой не только специальные предметы, необходимые для приготовления, приёма и хранения пищи, но и имеет эстетическую ценность.

Изготовление посуды связано с реализацией творческого начала человека и присущего ему стремления к красоте как общечеловеческой духовной ценности. Именно поэтому посуда становится предметом искусства, представляет собой один из видов художественной культуры.

Как меняется посуда в истории? От чего зависит ее изменение? Что движет человеком, когда он совершенствует и художественно оформляет посуду? Как меняется материал и способ изготовления посуды? На эти вопросы отвечает история развития посуды, эволюция способов ее производства человеком.

Если рассмотреть этапы истории развития посуды, то обнаруживается, что она меняется в случае появления нового материала для ее изготовления, улучшающего ее качества и удобство применения. Например, наряду с использованием дерева, появляется металл, сплавы, стекло, фарфор, хрусталь, пластик, и т.д.

Посуда изменяется при усовершенствовании способов обработки материала, при изменении художественных требований к оформлению, при изменении моды и технологии приготовления пищи, зависит от национальных ритуалов приема пищи, а также от эстетики застолья, сервировки стола и обслуживания гостей.

Предметы посуды закономерно со временем приобретают свойства произведения декоративно-прикладного искусства и памятника культуры. Формируются художественные школы и фирменные стили изготовления посуды: Хохлома и китайский фарфор, Гжель и Богемское стекло, Чешский хрусталь, «костяной» фарфор Санкт-Петербурга, Венецианское стекло, хрусталь Waterford, английский фарфор Дж.

Веджвуда, знаменитый Мейсенский фарфор Беттгера, баварский фарфор мануфактуры Nymphenburg, которая основана Максом III Йозефом и работает с 1747 года. Один из лучших фарфоров в мире Royal Crown Derby выпускает мастерская костяного фарфора, которая еще до 1750 года была основана гугенотом Андре Планшем.

«здесь живут подносами». жостовская роспись

Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями.

Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения.

«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.

«чудо, созданное революцией». палехская лаковая миниатюра

История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.

Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.

Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде).

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».

2. Посуда ранних цивилизаций

Активное использование глины в различных областях хозяйства и искусная работа гончаров характерна для такой известной ранней цивилизации как Месопотамия. Мастерство древних гончаров в этой стране, богатой своими изобретениями, развивалось, начиная с IV тыс. до нашей эры.

Уже тогда и там стала появляться керамическая посуда с плоским дном. Формы сосудов -кувшинов, мисок, чаш, становятся более разнообразными, в эпоху неолита местные мастера научились делать изделия из терракоты–керамики из цветной глины с пористым строением.

В Древней Месопотамии умели многое делать из глины, ее использовали как тетради, как книги, применяли в строительстве, делали украшения и, конечно посуду для всевозможных нужд. Изделия из глины уже у шумеров, народа этой цивилизации, превращались в произведения искусства.

Так сосуды с тонкими стенками, так называемого периода Обейда (начало 4 тыс. до н. э), вылепленные из желтовато-зеленой глины, были украшены изящными росписями коричневато-красного цвета. Из археологических находок, датируемых этим периодом, самой характерной является такая крашеная керамика.

Ее украшал нанесенный краской геометрический узор большей частью коричневато-красного цвета и схематические изображения людей, птиц, зверей и растительных мотивов. Подобная керамика распространилась на огромные территории и была обнаружена почти на всем Ближнем Востоке от Финикии, Сирии до Ирана, а также в Средней Азии (Анау)

Вилка

Первые вилки, еще с двумя зубцами, появились, судя по всему, где-то на Среднем Востоке в IX веке. Были они совершенно прямые, а не изогнутые в зубцовой части, как ныне. Поэтому с их помощью можно было лишь накалывать пищу, не зачерпывать.

Через пару сотен лет вилка «совершила путешествие» — попала в Византию, а потом и в Италию. Там она пришлась ко двору, к столу, если хотите. В XVI–XVII веках без вилки за столом не мог обходиться ни один уважающий себя аристократ, пусть даже захудалый и обнищавший.

В Англии вилка начала входить в обиход только в XVIII веке. Столь неспешному ее распространению на тамошних трапезах весьма поспособствовала католическая церковь, объявившая нашу героиню «излишней роскошью».А вот в Россию вилку привезла Марина Мнишек.

Во время свадебного пира по случаю обручения с Лжедмитрием I она достала ее и употребила по назначению. Разумеется, невидаль така привела в шок и трепет почти все присутствующее боярство, не говоря уж о духовенстве. До XVIII века вилку в России называли «рогатиной» или «вильцами».

Своей современной, изогнутой в зубцовой части формой, вилка обязана немцам. Все в том же XVIII веке в Германии появились первые подобные образцы. Кроме того, у нее добавилось зубцов — их у классической вилки с тех пор четыре.

Давным-давно

Итак, когда же появилась посуда? Примерно 6–7 тысяч лет назад. Естественно, ни о каких красивых фарфоровых тарелочках или изящных бокалах для вина речи в те далекие времена не шло. Слоны уже были, а вот посудные лавки — еще нет. Все только начиналось, и начало этому «всему» нашлось не где-нибудь, а в земле-матушке. Речь о глине.

Именно из нее, конечно из нее, вручную были сделаны первые образцы посуды. Вышли они корявыми, некрасивыми и непрочными. Но все же они были. Процесс, как говорится, пошел: именно глиняные плошки стали прообразами современных тарелок, кастрюль, сковородок.

Постепенно люди поняли, что не всякая глина для посуды подходит. Иная при высыхании или обжиге трескается. С течением времени были подобраны наиболее подходящие сорта. Естественно, производство посуды развивалось в тех регионах, где хорошей «посудной» глины было в достаточном количестве.

Очередным этапом посудопроизводства стала практика добавления в глину разных других веществ. С их помощью увеличивали прочность готового продукта, меняли его цвет, делая более приятным взору. Такая глина (с добавками) получила название «керамика». Дальше все, в общем то, шло по нарастающей: улучшалась технология обжига, находились новые материалы для изготовления посуды — это способствовало постепенному повышению ее качества.

Античные Греция и Рим — именно здесь, пожалуй, керамическая посуда достигла своего расцвета. На маленьких и больших блюдах древние мастера изображали различных богов, сцены из их жизни, приключения героев. В этот же период появилось деление посуды на повседневную, парадную и декоративную. Кроме керамической начали делать оловянную, а также серебряную и золотую посуду.

Не стоит забывать и о фарфоре (он тоже — керамика). На его родине, в Китае, первые фарфоровые изделия появились около 600 года нашей эры. Прошло немало времени, только в XIV веке фарфор попал в Европу. Естественно, не в супермаркеты, а лишь к знатнейшим и богатейшим особам.

Стоил фарфор очень дорого, и посуда из него долгое время оставалась скорее украшением интерьера, прекрасной безделушкой, говорящей, в том числе, о хорошем материальном положении владельца. Только в начале XVIII века в Старом свете смогли изготовить собственный качественный фарфор.

Золотые чаши. хохломская роспись

Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.

Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах.

Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».

Изделия два-три раза покрывали олифой, в поверхность втирали оловянный или алюминиевый порошок и сушили их в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Кастрюля

Тарелки, ложки, ножи, вилки — все это, конечно, хорошо. Но без кастрюли, в которой готовится еда, чтобы потом быть выложенной на тарелку и поглощенной с помощью столовых приборов — «и ни туды и ни сюды».Здесь все просто. Сначала, понятное дело, был горшок.

Глиняный, потом керамический. Именно в горшках варили каши и супы, а также просто кипятили воду. В них тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разные продукты.Естественно, ввиду того, что горшки были изделиями многоцелевыми, делались они гончарами разных размеров, а значит вместимости. Были горшки на много ведер, огромные, а были и совсем небольшие, вмещавшие несколько стаканов жидкости.

Другое отличие — внешняя отделка. Те горшки, в которых еда подавалась на стол, украшались богаче. А обычные, печные, чаще всего вообще оставляли без украшений. Интересно, что чем ближе к нашему времени, тем меньше русские мастера (да и зарубежные тоже) уделяли внимания украшению горшков.

Увы, как бы ни был хорош горшок, кулинарные запросы населения в разных странах становились все более изощренными — он уже не мог их в полном объеме удовлетворить. Пришло время кастрюль (от французского сasserole). Кастрюля — это известная всем нам металлическая емкость для приготовления (варки) пищи.

Читайте также:  Как врезать мойку секретные секреты

Ныне на кухнях можно увидеть чугунные, алюминиевые кастрюли, кастрюли из нержавеющей стали, эмалированные и с антипригарным покрытием. Форма кастрюли может зависеть от того, для приготовления какого блюда она, прежде всего, предназначена (например, овальная утятница).

Керамика мира — русская майолика

Керамика — древнейшее из ремесел. Наверное, это ремесло сопровождает человека с тех пор, как мифологический Прометей подарил людям огонь и научил его укрощать. Самые старые предметы из керамики археологи относят еще к эпохе новокаменного века — неолита. И конечно, за несколько тысячелетий это ремесло превратилось в искусство. В этом разделе мы хотим вас познакомить с керамикой разных народов — от брутальных работ ассирийцев до утонченного веджвужского фарфора.
Мы постарались проиллюстрировать свои рассказы самым лучшим образом, поэтому кроме текстов вы найдете в наших статьях много фотографий красивейших керамических изделий из разных стран.
Другие тематические материалы: керамические технологиихудожникирусская керамикакрупнейшие мануфактурыстили эпохкниги о керамикемузеи мира.

Конь-качалка, конь-каталка. городецкая роспись

Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета.

Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.

Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки.

Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.

Кухонная утварь народов мира. грузия: квеври, тонэ, ступки

В Грузии нет каких-то особенных приспособлений, которые невозможно заменить. Кувшины, дуршлаги, ступки, скалки, сковородки, глиняные печи, котлы с круглым дном, противни, шумовки, – все точно такое же, как и у других народов.

Квеври для марани

Пожалуй, есть только один уникальный, изобретенный грузинами предмет – это гигантский кувшиндля хранения вина, который зарывается в землю: квеври. В традиционном доме обязательно должен быть винный погребмарани, в котором на полу видны круглые отверстия нескольких кувшинов – они могут различаться и видом вина (белое или красное), и годом изготовления, могут иметь специальное назначение – например, один из кувшинов будет открыт только в день свадьбы сына. Каждый год квеври моют и чистят – это очень сложная работа, ведь человеку нужно спуститься в этот огромный кувшин.
Когда, бывает, квеври разбивается, его откапывают и везут на специальное «кладбище»: да-да, в Кахетии есть место, куда привозят останки глиняного друга, служившего верой и правдой хозяину. Вообще, в Грузии искренне верят, что виноделие зародилось именно тут, и ищут историко-археологические доказательства этому факту. И находят, что интересно!

Без тонэ никуда

Еду в грузинских деревнях было принято варить на открытом огне или на углях, поэтому многие блюда до сих пор логично готовить в котлах, горшочках или специальных глиняных сковородках кеци, в которых продукты очень удобно запекать на углях. Конечно, традиционной грузинской кухне просто никуда без печи тонэ, в которой печется знаменитый хлеб. Сложить ее, вероятно, не составит особой технологической премудрости, но чтобы освоить мастерство пекарей, ныряющих внутрь печи и ловко прикрепляющих тесто к раскаленной каменной стенке, придется пройти долгий путь обучения.

Ступка ступке – рознь

Без чего не обходятся грузинские хозяйки, так это без ступки. Ступки в Грузии делаются из твердых сортов дерева, самый популярный материал – древесина грецкого ореха. Ступки вырезаются высокие или широкие, разных диаметров, в качестве пестиков к ним подбирают камни подходящей формы. Кроме деревянных ступок в обиходе раньше были и медные, и керамические, а еще каменные жернова для перетирания зерна или перца. Конечно, на современных грузинских кухнях используются всевозможные блага цивилизации, облегчающие труд кулинара, но разница между вкусом и ароматом зелени, истолченной в видавшей виды ступке или смолотой в блендере, очевидна. Поэтому, если хотите приготовить по-настоящему вкусные блюда, не ленитесь и проделывайте большинство операций вручную.

Ложка

Ложка известна человечеству очень давно. В Европе в древности ложки были деревянными, но, например, в Греции часто пользовались морскими ракушками подходящей формы. Собственно, использование ракушек в качестве ложек было распространено еще задолго до греков.

Египтяне делали ложки из слоновой кости, дерева и даже из камня. Римляне — часто из бронзы и серебра (так же, как и античные греки).Для средних веков характерны ложки роговые и деревянные. В XV веке их стали также делать из латуни, олова и меди.

В XVI веке ручка ложки становится плоской, черпак же приобретает форму эллипса (раньше он был скорее круглым). Еще позже, в течение XVIII века, черпак становится уже (так пища легче попадает в рот). Свою современную форму, когда чашеобразная часть в основании шире, а в конце уже, ложка приобрела в 1760-х годах.

На Руси ложки также известны издавна. Упомянуты они, к примеру, в «Повести временных лет». Часто их носили с собой. У тех, кто богаче, был для этого специальный футляр. Остальные могли просто заткнуть ложку за пояс или за голенище сапога. Видов ложек в нашей стране было великое множество. Достаточно открыть словарь Даля, чтобы в этом убедиться.

Посуда в истории культуры. глава 1. эволюция посуды и материалов ее изготовления (е. п. борзова, 2022)

Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления

1.1. Возникновение посуды в культуре человечества

С того времени как появился человек, его, естественно, интересовало приготовление пищи, поэтому вполне определённо можно сказать, что ее приготовление — одна из самых древних отраслей человеческой деятельности. Поскольку для приготовления и сохранения пищи требовалась посуда, она также с необходимостью присутствовала в жизни человека. Посуда как предмет быта, используемая для приготовления, приёма и хранения пищи, становится неотъемлемой частью деятельности человека и со временем превращается в предмет искусства. В древности люди о пище, о её приготовлении и употреблении создавали мифы, поскольку считали, что боги и духи способствовали одухотворению процесса приготовления, участвовали в освящении продуктов, в целом одухотворяли природу и взаимодействие человека с ней. Использование различных продуктов в процессе приготовления блюд носило сакральный характер, и уже, после того, как древние познали природу кулинарного искусства, секреты взаимодействия человека и пищи, передавали из поколения в поколение как особую тайну. Также впоследствии секреты некоторых материалов, из которых делали красивую и удобную посуду, изобретатели хранили как национальную тайну.

До сих пор искусство приготовления еды имеет элементы сакральности. По этой причине не каждый человек может стать искусным поваром, а только тот, кто имеет способности проникать в тайны особого действия. Для менталитета древних людей было характерно воспринимать как чудо, например, то, как молоко может превращаться в сыр, виноградный сок — в вино, а смесь муки и воды оживает и начинает подниматься. Отметим, что в древнегреческой мифологии приготовление пищи как вид искусства подчинён помощнице Бога врачевания Асклепия — Кулине. Она была десятой музой, которая формально не входила в число девяти главных муз, но считалась важной музой гастрономии.[2] Приготовление лекарства и пищи, отметим, имеет много общего, поскольку обеспечивает нормальное существование организма человека, поддерживает энергию жизни. От имени Кулине произошло название отрасли — кулинарии, Кулина стала именем нарицательным и начала обозначать кухню в широком смысле этого термина.

Для приготовления и употребления пищи люди научились делать приспособления — посуду, используя различные материалы, и со временем способ ее изготовления и сама продукция превратились в искусство. В древности люди, прежде чем научились изготавливать посуду, применяли для хранения пищи все имеющиеся у них подходящие предметы: скорлупу больших орехов, раковины, делали мешки из шкур зверей, выдалбливали сосуды из камня. Самым древним инструментом, вероятно, является нож, именно он впоследствии для человека становится и предметом искусства, и орудием, и оружием, и столовым прибором.

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис. 1. Каменные ножи древнего человека.[3]

Около 5000 лет назад появились специальные ножи, которые сегодня называют столовыми, хотя изначально область их применения была значительно шире. Так, каменными ножами разделывали туши убитых на охоте животных. В эпоху неолита нож изменил свою форму и стал длинным и тонким, похожим на современный нож. На протяжении тысячелетий нож был ценным предметом индивидуального пользования, и каждый человек носил его за поясом или за голенищем сапога. С его помощью человек мог и разрушать и строить, добывать пищу и обрабатывать её, защищаться от врагов, использовать его в священнодействиях, в том числе, обрядах и ритуалах. Такая широкая функциональность стимулировала развитие форм и разновидностей ножей.

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис. 2. Каменные ожи и скребки древнего человека

В истории в зависимости от того, как появлялся новый материал, удобный для изготовления ножей, они меняли свою форму. В глубокой древности ножи изготавливали из камня, кости, вулканического стекла, дерева, раковин с острыми краями. Позже после изобретения металлов именно они стали основным материалом для изготовления ножей, так как обладают уникальным сочетанием свойств — высокой твердостью вместе с пластичностью и прочностью. Благодаря этому стала возможна заточка ножей, что значительно облегчило их использование. В настоящее время благодаря изобретению новых производственных технологий появились ножи с керамическими лезвиями, которые отличаются повышенной химической стойкостью.

Ножи, которые служили человеку и рабочим инструментом, и столовым прибором, возникли раньше ложки или вилки.

В глубокой древности люди научились изготавливать сначала из камня тонкие и легкие пластины. Археологи называют такие предметы пластинами или лезвиями, которыми древний человек пользовался в качестве ножей. Такие ножи делали и из обсидиана — вулканического стекла, — представляющего собой застывшую лаву или оплавленную скальную породу. Но основным материалом для каменных ножей служил кремень, кусок которого довольно легко удавалось расколоть так, чтобы образовались острые края. Из кремня изготавливались даже украшения.

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис 3. Каменный нож из обсидиана

Появление столовой ложки, как и ножа, связано с предметами, которые человек встречал в природе. Некоторые племена Африки и Южной Америки до настоящего времени для зачерпывания жидкой пищи пользуются раковинами. Слово «ложка» также появляется в древнегреческом и латинском языках, как производное от словосочетания «раковина улитки». В английском языке название ложки произошло от слова”щепка”.

Читайте также:  Как починить измельчитель пищевых отходов самостоятельно | Клуб ремонта

Ложки изготавливались из всевозможных доступных материалов — дерева, костей крупных рыб, слоновой кости, глины и металла. По форме первая столовая ложка представляла собой полушарие с приделанной к нему ручкой. Достоверно известно, что ложка появилась намного раньше, чем столовая вилка, но точную дату появления выяснить не удалось, хотя уже в Древнем Египте ложки были и изготавливались из обожженной глины.

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис. 4. Старинные ложки из музея ложки в Перми.

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис. 5. Ложка из слоновой кости (краски). ок. 3650-2650 г.г. до н.э. Египет.18 см, диам. чаши: 4,7 см. Находится в знаменитой коллекции Жана Мецгера.[4]

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис. 6. Ложка из кости. Египет, ок. 1550-1295 до н.э. 9.7 cm×2.7 cm × 0.9 cm[5]

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис.7. Деревянная ложка. Египе, около 1353–1295 до н.э. 10.5 см[6]

На Руси простые люди стали пользоваться ложкой раньше, чем в Европе. До ХХ века ее чаще всего делали из дерева. Впервые русские ложки упоминаются в «Повести временных лет» в описании пира у князя Владимира. Этот пир прославился тем, что дружинники возмутились, когда им подали не серебряные, а деревянные ложки.

В Древней Греции и Риме в основном еще ели руками, и ложки не были постоянными предметами сервировки стола.[7] Кроме еды там ложки использовались для приготовления косметики и благовоний наряду с ритуальными сосудами. Ложки изготавливались из всевозможных материалов, технологию обработки которых к тому времени уже освоили ремесленники, производившие ложки. Поэтому в разнообразии ложек можно увидеть историю технологических достижений человеческого общества. Эти предметы иногда требовали достаточно сложных технологий изготовления, материалов и искусства мастера творить форму самого предмета. Дерево, кость, хрусталь, серебро, золото, медь, стекло, бронза, камень, керамика, фарфор — эти материалы требовали своих способов изготовления и искусства оформления. В использовании такого количества разнообразных материалов человеку необходимо было овладевать высоким уровнем мастерства.

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис. 8. Ложка — зеркало. 1-3 век н.э. Древний Рим.[8]

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис. 9. Косметическая ложка из серебра и природного горного хрусталя. Римская империя. Первая половина 1 века н.э.[9]

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис.10.Бронзовая ложка с фигуркой медведя на черенке.4-5 вв. Дл. 16.5 см Подчерёмовский клад 1929 г., Республика Коми, Россия. Литье. Государственного Эрмитажа: дар археолога В.А. Городцова. 1931[10]

Сложный рисунок и отличное качество поверхности металла указывают на неожиданно высокое мастерство мастеров, так как в XX веке те территории считались глухими и крайне отсталыми.

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис. 11. Золотая ложка. Ковка, пайка. Дл. 20.5 см. Эпоха Аварского и Хазарского Каганатов. 7 в. Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы. Российская империя.

Золотая ложка рис. 11 поступила в хранилище Государственного Эрмитажа из Императорской археологической комиссии в Санкт-Петербурге в 1914 году.[11] Можно сравнить эти две ложки: в отличие от рис.10 эта ложка имеет более примитивную отделку, несмотря на использование драгоценного металла, указывающего на ее назначение украшать жизнь хозяина и подчеркивать его значимость. Упрощенные украшения на ложке, говорят о более низкой культуре производства этого изделия по сравнению с первым. На этом примере наглядно видно, что культура производства и мастерства у разных народов и в разные периоды истории человечества значительно отличаются.

В истории вилка как и ложка появилась, удовлетворяя потребность человека в способах приготовления и употребления пищи. Она развивалась, меняя свое предназначение. В древности для вытаскивания кусков мяса из костра, котла, жаровни люди использовали заостренные палочки и приспособления из нескольких соединенных острых палочек, это были предки современных вилок. Они напоминали двузубые маленькие вилы, и мало были похожи на современную вилку.

Несомненно, что нож, ложка и вилка в человеческой истории появились в глубокой древности и с тех пор стали обязательными спутниками жизни.

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис. 12. Костяные вилка, нож и ложка из неолитического поселения Чатал-Хююк (ÇatalHöyük в Анатолии, которое существовало в период 6500 — 4700 гг. до н. э.[12]

Если говорить о материале для изготовления посуды, то со временем он меняется. Сначала мастера пользуются растениями и природными ископаемыми, затем изобретают искусственные материалы. От материала зависит форма изделия и способ его изготовления.

За несколько тысяч лет до н.э. индейцы, например, изобрели способ приготовления горячих жидких блюд в сплетённых котлах из веток дерева, коры и кожи. Для нагревания воды в них деревянными щипцами они опускали предварительно раскаленные на огне камни. Индейцы устраивали сосуд для варки пищи, выстилая вырытую в земле яму куском шкуры бизона. Археологические находки показывают, что ещё в эпоху палеолита посуду делали из дерева, камня, листьев пальмы, кроме того, важнейшим материалом для человечества стала глина.

По мере изобретения различных материалов появлялся в истории новый способ изготовления посуды и совершенствовалось мастерство человека.

Обжиг глиняной посуды был изобретен в период мезолита (VIII-V тыс. до н.э.). Он позволил человеку создавать изделия одновременно для приготовления, хранения и употребления пищи. При использовании камня для предметов посуды в промежутке между каменным и металлическим веками (неолит) развиваются важные для создания посуды ремесла по обработке камня — шлифование, пиление и сверление камня (неолит — V-III тыс. до н.э.).

Следующий меднокаменный век, энеолит, тоже добавил свои «находки» в использовании материалов для производства посуды и в способах ее изготовления. Первым металлом, который применяли люди для изготовления посуды, вероятно, была медь, которая встречается в природе в самородной металлической форме. Посуда из меди отличалась большой прочностью и употреблялась для тех нужд, где это ее качество было необходимо. Для изготовления, видимо, мастера придумали и использовали метод ковки.

Искусство работы по металлу активно развивается и распространяется по миру в бронзовый век — III–II тыс. до н.э. В это время было распространено литье из бронзы, а железо наряду с бронзой начали использовать для изготовления посуды в I тыс. до н.э. Кроме использования бронзы и железа для изготовления посуды для еды, их из этих металлов стали делать уже посуду больших размеров для приготовления пищи — котлы и сковороды, что было важно в некоторых условиях жизни, например, в военных походах и пр. Однако наиболее удобной в быту оставалась глиняная посуда. Более того, ее обжиг позволил человеку не только облегчить процедуры приготовления и хранения пищи, но и способствовал постепенному переходу к хозяйству производящего типа, для которого было очень важно обеспечить сохранность временного избытка полученных продуктов. Приручение диких животных, употребление в пищу молока, выращивание зерна ещё больше усилили потребность в посуде для хранения продуктов. Глина стала удобным и практичным материалом для разнообразных нужд человека. Возможно, что первые ложки, которые сделал человек, были не деревянными и не из камня, а изготавливались из обожжённой глины, поскольку особая прочность материала для ложки была не нужна, а ели, в основном, мягкую пищу.

Сейчас обработку глины, подобную древнейшей, можно наблюдать у не очень развитых африканских племен, например, в Кении.[13] В эпоху неолита с глиной работали, в основном, женщины, которые вели домашнее хозяйство и готовили пищу, пока мужчины охотились и пасли скот.[14]

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис. 13.Так в древности до изобретения гончарных инструментов обрабатывала глину[15]

Уже в первобытный период глинянные изделия обладали большой художественной выразительностью.

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис. 14. Глиняная ложка эпохи неолита из Британского музея.[16]

С керамикой (так стали называть глину древние греки) связана начальная стадия развития орнамента в мировом искусстве. В узорах, покрывавших керамические сосуды нового каменного и медного веков, наблюдается построение гармонической, ритмически упорядоченной композиции. Так возникала и стала развиваться особая область художественной деятельности прикладное искусство.

1.2. Посуда ранних цивилизаций

Активное использование глины в различных областях хозяйства и искусная работа гончаров характерна для такой известной ранней цивилизации как Месопотамия. Мастерство древних гончаров в этой стране, богатой своими изобретениями, развивалось, начиная с IV тыс. до нашей эры. Уже тогда и там стала появляться керамическая посуда с плоским дном. Формы сосудов — кувшинов, мисок, чаш, становятся более разнообразными, в эпоху неолита местные мастера научились делать изделия из терракоты–керамики из цветной глины с пористым строением.

В Древней Месопотамии умели многое делать из глины, ее использовали как тетради, как книги, применяли в строительстве, делали украшения и, конечно посуду для всевозможных нужд. Изделия из глины уже у шумеров, народа этой цивилизации, превращались в произведения искусства. Так сосуды с тонкими стенками, так называемого периода Обейда (начало 4 тыс. до н. э), вылепленные из желтовато-зеленой глины, были украшены изящными росписями коричневато-красного цвета. Из археологических находок, датируемых этим периодом, самой характерной является такая крашеная керамика. Ее украшал нанесенный краской геометрический узор большей частью коричневато-красного цвета и схематические изображения людей, птиц, зверей и растительных мотивов. Подобная керамика распространилась на огромные территории и была обнаружена почти на всем Ближнем Востоке от Финикии, Сирии до Ирана, а также в Средней Азии (Анау) и в Сузах (Иранское плато). Изящество форм посуды из керамики сочеталось с чистотой отделки. Основные формы сосудов — плоские чаши или сосуды в виде кубка.

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис.15. Древнеегипетские керамические сосуды.[17]

Сосуд из Суз украшает совершенное орнаментальное изображение животных, что подтверждает высокое мастерства гончаров того периода.

С середины 4 тыс. до н.э. сосуды из керамики стали изготавливать уже на гончарном круге. Обычным материалом была красная глина, а украшение орнаментом было гораздо более скромным, чем в предшествующий период, — чаще всего это был процарапанный узор. Сосуды снабжались ручками и длинными носиками.

Для керамики периода Джемдет-Наср (2900-2615 гг. до н.э.) из археологического памятника, расположенного к северо-востоку от древних городов, Вавилон и Киш, характерны широкие кувшины с ручками, покрытые одноцветным или многоцветным геометрическим орнаментом.

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис.16. Расписной сосуд из могильника близ Суз (Элам) с изображениями козла, собак и фламинго. Энеолит. 3 тыс. до н. э. Париж. Лувр.[18]

Следует отметить, что самые первые горшки были не обожженными, а лишь высушенными на солнце, но когда обнаружилось, что именно от огня они становились твердыми и для воды непроницаемыми, их стали обжигать в примитивных гончарных печах.

Позднее в производстве керамики была изобретена техника нанесения глазурного покрытия, подобного стеклу. Глиняную посуду покрывали цветной глазурью всевозможных оттенков — бирюзовой, синей, желтой, белой, зеленой, коричневой, красной. Мастера добивались различной расцветки, смешивая оксиды металлов. Приготовление смеси компонентов и нанесение глазури, а также обжиг требовали особого искусства, которым владели лишь немногие мастера, и его секреты были известны в Вавилонии. Благодаря изобретениям глазури в Месопотамии в период расцвета Вавилона изделия из керамики стали обладать высокой художественной выразительностью. Но больше всего повлияло на развитие культуры изобретение гончарного круга. В то время это было значительным вкладом и событием для всей мировой культуры.

Читайте также:  100 прекрасных идей обеденных групп для кухни и столовой. Красивые интерьеры и дизайн

Кроме этого, мастера Месопотамии изобрели бронзу, найдя оптимальное соотношение меди с оловом в сплаве. Она имела такое мировое значение, что дала свое название целой исторической эпохе — бронзовому веку.

Еще одним важнейшим изобретением ремесленников Месопотамии является стекло, которое с тех пор широко применяется для изготовления посуды, украшений и других домашних предметов.

Когда шумеры научились выдувать стеклянные изделия, стали делать различные флаконы. Стеклянная масса также стала использоваться как глазурь, из стекловидного сплава, внешне напоминавшего лазурит, стали производить разные предметы и украшения. Мастера Месопотамии искусно обрабатывали и благородные металлы. Их творения, особенно художественное литьё, отличались вкусом и изысканностью.

На кухне в Месопотамии использовали разнообразную посуду для хранения продуктов. Кувшины использовались для воды, масла и вина; сыпучие сухие продукты хранили в сундуках из терракоты (для защиты от мышей и крыс). В углу кухонного помещения как правило был оборудован очаг для приготовления горячей пищи.

Посуда в истории культуры. Глава 1. Эволюция посуды и материалов ее изготовления (Е. П. Борзова, 2018)

Рис.17. Ваза из Лагаша. Серебро. 2400 г. до н. э.[19]

Он состоял из двух кирпичных или каменных возвышений, сверху на которые ставили горшки или другую посуду.

В Месопотамии для приготовления специй уже использовали терракотовые ступки, в них измельчали специи, кроме того, для помола ячменя и пшеницы применяли каменные ручные мельницы.

В Древнем Египте к посуде относились проще, но все же в этой цивилизации тоже был свой вклад в развитие посуды как значимого явления культуры повседневности и быта. Кухонная утварь, как и в Месопотамии, была простой. Там использовали котлы, тазы, незамысловатую керамику — горшки, кувшины, миски. Египтяне ели за простым деревянным столом, столовых приборов почти не было, поэтому ели преимущественно руками. Использовали каменную или металлическую медную посуду. В исключительных случаях жрецы и фараоны могли использовать небольшие стеклянные сосуды. Хранили продукты в деревянных ящиках, сундуках, сумках, мешках и корзинах.

Конец ознакомительного фрагмента.

Предисловие

Как показало исследование эволюции посуды в истории культуры, оно может быть многоаспектным. Это обусловлено тем, что сама посуда представляет собой многогранное явление в жизни человека. Во-первых, само появление посуды является объективным явлением, поскольку удовлетворяет необходимую потребность человека иметь средства приготовления, потребления и хранения продуктов, употребляемых в пище.

Со временем посуда становится необходимым предметом быта. Во-вторых, посуда меняется, развивается и эволюционирует вместе с появлением и изобретением человеком новых материалов для ее изготовления. При этом нужно учитывать, что она не должна становиться вредной для здоровья человека, материалы, из которых она производится, не должны иметь в своем составе вредных веществ.

В-третьих, посуда имеет форму, которая создается в зависимости от удобства ее использования, появления новых кулинарных блюд и рецептов их приготовления. В-четвертых, посуда участвует в ритуалах приема пищи и отражает национальную культуру традиций, формируемую в истории того или иного народа.

В-пятых, она имеет художественное оформление, и становится произведением искусств, отражая уровень развития эстетического вкуса человека. В-шестых, применение той или иной посуды отражает социальный уровень, социально-культурный стиль жизни; повседневность или парадность, массовость или элитарность, пользование посудой для быстрой еды, или для церемоний праздничного приема; для здоровья организма, или отдыха; для физиологического удовлетворения или психологического праздника вкуса.

Многоаспектность исследования предмета выражается в том, что посуда высвечивается разными отдельными гранями, создавая целостный образ на определенном этапе развития мировой культуры. Посуда выступает одновременно как элемент культуры повседневности, как предмет быта, национальной кухни, предмет декоративно-прикладного искусства, предмет сервировки стола, как средство приготовления, хранения и использования в ритуалах приема пищи, с точки зрения изобретения материалов, технологий ее изготовления и организации производства, ее полезности и вредности для здоровья, как предмет роскоши, коллекционирования и музейного экспонирования.

Обстоятельство многоаспектности исследования посуды в истории обусловило неслучайный состав авторского коллектива.

Идея исследования истории посуды принадлежит мастеру кулинарного колледжа О. С. Гордеевой, которая разработала программу мастер-класса о вредной и полезной посуде, в своей бакалаврской работе представила уникальную презентацию эволюции посуды как предмета декоративного прикладного искусства.

Меня эта тема заинтересовала с точки зрения необходимости написать книгу о развитии посуды в истории мировой культуры, посмотреть на то, как можно систематизировать большой материал, который накопило человечество в этой области своего творчества. Однако, эта тема оказалась не только интересной, значимой и не исследованной, но и очень многогранной.

Она была бы недостаточно профессионально представлена, если бы к исследованию не подключился третий автор, физик по образованию – А. Н. Чистяков. Развитие посуды с точки зрения появления новых материалов и технологий изготовления посуды доступна только ученому, понимающему ценность их появления в определенный момент истории.

Кроме того, А. Н. Чистяков оказался трогательным патриотом русской посуды, представил доказательный материал для подтверждения идеи, согласно которой русская посуда имеет уникальную историю и самый высокий уровень в мире по технологиям ее изготовления и эстетике применения, является свидетельством роскоши в украшении столов русских застолий.

Я хочу выразить благодарность Ольге Станиславовне Гордеевой за идею всестороннего исследования истории посуды и тот материал, который она представила. Глубоко благодарна соавтору Анатолию Николаевичу Чистякову за внимание и поддержку, которые он оказывал этому исследованию, за высокопрофессиональную и самоотверженную работу над рукописью, привлечение оригинальной информации технического и технологического характера, оформление книги.

Светящиеся броши и шкатулки. федоскинская лаковая миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.

Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися».

На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.

Снежный фон и синие узоры. гжель

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор.

Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Тарелка

Мы все едим из тарелок. Это кажется нам естественным. Между тем, тарелка появилась на столах людей не сразу, во всяком случае, не вместе с пищей. Сначала сами столы отчасти представляли собой тарелки. Например, в Европе, в VIII веке, и не где-нибудь, а на королевских пирах, пища выкладывалась в специальные углубления, выдолбленные в дубовых столах.

Еду брали руками и отправляли в рот. Позже (примерно XIII век), еду из углубления на столе уже перекладывали на большие круглые куски хлеба. Это была как бы индивидуальная порция, а хлебный ломоть — прообраз тарелки. И только с XIV века во Франции начинают пользоваться чем-то похожим на современные тарелки.

На древнерусских просторах пищу, во всяком случае, века с XI, подавали на общих блюдах. Были они сделаны из разных материалов: деревянные, глиняные, оловянные, иногда стальные (но это уже позже, конечно, и далеко не во всех регионах). В богатых боярских домах можно было увидеть серебряную и золотую посуду, чаще всего, правда, изготовленную заграницей.

Особенно много ее было на монарших пирах. Известны случаи, когда присутствующие на подобных застольях иностранные послы, попросту воровали царскую посуду, пряча за пазуху. Иван Грозный по этому поводу распорядился закупать в Англии посуду медную, но, чтоб послы не обижались, посеребренную или позолоченную.

Вообще же, первое письменное упоминание об использовании на Руси во время трапезы индивидуальных тарелок относится к временам Лжедмитрия I. В «Домострое» было сказано, что при подготовке к обеду надо «осмотреть стол, скатерть белу стлати, хлеб, соль, лжицы (маленькие ложечки), тарели собрати».

Из тарелок на Руси не только ели. Ими, к примеру, цари награждали своих подданных. Так или иначе, но в повседневный быт российских состоятельных особ индивидуальная посуда (тарелки, ложки) начала входить лишь в XVII веке, и только с XVIII века тарелки стали неотъемлемым атрибутом трапезы.

В 1740-х годах в России был открыт секрет производства твердого фарфора, это, разумеется, помогло дальнейшему «продвижению» тарелки в народ. Однако низшие слои населения порой ели руками, прямо со стола еще и в конце XIX — начале XX века.

Ныне существует множество видов тарелок. Во-первых, их разделяют по предназначению: есть глубокие суповые тарелки, столовые тарелки для «вторых» блюд, мелкие, закусочные, пирожковые. Во-вторых, по материалу, из которого они сделаны: керамика, стекло, фарфор, дерево, металл, пластик, бумага. Отдельно стоит отметить декоративные тарелки, служащие для украшения интерьеров.

Три мира узоров. мезенская роспись

Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.

Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир.

Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector